В Госдуме рассказали, когда перестанут расти тарифы на ЖКУ

Около 30 миллиардов рублей, заложенных в тарифы на жилищно-коммунальные услуги, вернут собственникам в виде перерасчета в ряде регионов. Это стало известно в результате проверки тарифообразования Федеральной антимонопольной службой и по итогам контроля за тарифами, который Госдума осуществляет по поручению ее председателя Вячеслава Володина. Ресурс повышения тарифов исчерпан, платежи собственников не должны расти — для этого необходимо повышать эффективность работы ЖКХ и привлекать в эту сферу инвестиции. О том, как это сделать, «Парламентской газете» рассказал глава думского Комитета по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов.

В Госдуме рассказали, когда перестанут расти тарифы на ЖКУ
© Парламентская газета

— Сергей Александрович, каковы итоги мониторинга тарифов на жилищно-коммунальные услуги?

— Напомню, что тарифное регулирование — это полномочия регионов. Ежегодно на основе прогноза социально-экономического развития Правительство для каждого субъекта РФ устанавливает предельный уровень индексации всех тарифов, внутри которого региональные комитеты по тарифам могут повышать или понижать, а примеры понижения тоже есть, тарифы на отдельные коммунальные ресурсы.

Любая индексация должна быть обоснованной, поскольку повышение тарифа — это следствие состояния жилищно-коммунального хозяйства. Предельный индекс повышения в 2025 году — 11,9 процента, но Федеральная антимонопольная служба по итогам летней проверки выявила субъекты, где этот показатель был превышен. Установлены факты завышения затрат коммунальщиков — по итогам проверки уже выдано больше 90 предписаний об устранении нарушений на сумму почти 30 миллиардов рублей. Эти деньги в виде перерасчетов должны вернуться собственникам. Кроме того, по линии прокуратуры в ряде регионов зафиксированы непрофильные расходы ресурсоснабжающих и управляющих организаций. Мы в данном случае осуществляем парламентский контроль, чтобы все выявленные нарушения были устранены, а деньги возвращены собственникам.

— На сколько вырастут тарифы в 2026 году?

— Итоговое решение за Правительством. Согласно прогнозу Минэкономразвития, индексация не превысит 9,9 процента и произойдет 1 октября следующего года. Отмечу, что прогноз учитывает не только инфляцию, но и ряд других составляющих сферы ЖКХ, в том числе ремонт сетей и оборудования.

— Насколько эффективно реализуются инвестиционные программы?

— К ним есть немало вопросов, поэтому обсуждается окрашивание инвестиционной составляющей в тарифе. В идеале она должна составлять около пяти процентов, чтобы обеспечить своевременную модернизацию инфраструктуры, при этом неукоснительно исполняться, что мы в парламенте также контролируем. Неизрасходованные или потраченные нецелевым образом деньги также должны возвращаться собственникам.

Тарифообразование — сложный механизм, но сейчас мы подошли к такому моменту, когда нам необходимо всерьез посмотреть на тарифную политику и ее скорректировать. Ресурс повышения исчерпан, то есть платежи граждан не должны расти, при этом нам необходимо разобраться, куда тратятся деньги и как формируется цена каждой услуги. Главная цель — установление долгосрочных тарифов, в идеале на три -- пять лет, чтобы наши ресурсники могли планировать свою работу и эффективно привлекать инвестиции. На замену изношенных сетей нужно, по подсчетам, от восьми до десяти триллионов рублей. Государство не должно в одиночку нести эти расходы, но, чтобы у бизнеса была заинтересованность вкладываться в ЖКХ, необходимо обеспечить понятные условия, в первую очередь обоснованные тарифы.

— Как государство поддерживает модернизацию ЖКХ в регионах?

— За последние годы в субъекты РФ было направлено почти 500 миллиардов на эти цели, и это были в том числе решения Госдумы. Теперь главный вопрос для нас — насколько эффективно эти деньги используются. Ведь можно до бесконечности латать дыры в трубах, но без системных решений заметных улучшений не будет.

Здесь несколько аспектов. Во-первых, необходимо выявить, оформить и поставить на учет все неучтенное имущество.

У нас есть водоканалы, где оформлена только треть всего комплекса, то есть речи об эффективном управлении в данном случае не может быть. Во-вторых, схемы теплоснабжения, водоснабжения и энергоснабжения должны соответствовать генеральным планам, мастер-планам там, где они есть, и схемам социально-экономического развития территорий. Если государство выделяет деньги на замену десяти километров труб, но при этом не ремонтируются котельная и коммуникации в конкретных домах, то не стоит рассчитывать, что после ремонта труб в квартирах станет теплее. Имея в виду все эти вопросы, мы попросили Счетную палату провести аудит этих 500 миллиардов рублей, чтобы понять, насколько эффективно регионы расходуют средства.

— Планируется ли корректировать нормативы потребления коммунальных ресурсов?

— Вопрос актуальный, потому что норматив в 250 литров воды на одного человека в сутки вряд ли можно назвать обоснованным и понятным. Но даже если собственник установит счетчик, водоканал найдет, как впихнуть ему в счет все эти деньги, будь то через расходы на общедомовые нужды или как-то еще.

Советские подходы уже не работают, мы живем в век, когда необходим тотальный учет, а цифровизация позволяет это сделать. Регионы должны выровнять тарифы, поскольку ну не может в соседнем районе тариф на воду или тепло отличаться в два-три раза. Когда это сделаем, тогда и бизнес будет заинтересован в инвестициях в ЖКХ. Наша цель — через пять -- семь лет перейти на автономные самоокупаемые системы.

— Госдума приняла закон о штрафах для организаций за несвоевременную и некачественную подготовку к зиме. Можем ли мы рассчитывать, что этой зимой в регионах не будет коммунальных аварий и коллапсов?

— Все инструменты в регионах есть. С этого года акты готовности котельных формируют в два этапа. Сначала приходит комиссия и выявляет недостатки, предписывая их устранить, а когда срок прошел, приходит второй раз и проверяет проведенную работу.

Что касается штрафов, то они должны стимулировать эффективную работу. Надо подумать над решением, чтобы все штрафы в системе ЖКХ в ней оставались и в нее возвращались. Это еще один кирпичик в укрепление эффективности.