Потребительская активность в России продолжает снижаться — россияне начали экономить даже на еде. По данным сервиса «Чек Индекс», в январе — сентябре число покупок в продуктовых магазинах выросло лишь на 3,5% год к году против 6% в начале года. Осенью рынок перешел в отрицательную зону: в сентябре — октябре продажи основных продуктов питания упали на 5% в натуральном выражении.
Сильнее всего сократились продажи молока — на 8%, гречки — на 9%, риса — на 10%. В среднем за один поход в магазин покупатели тратили 1100 ₽, что на 9% больше, чем годом ранее, но рост обусловлен только подорожанием товаров, пишет «Коммерсантъ».
Как экономят покупатели и производители
Россияне все чаще переходят на более дешевые продукты и отказываются от «лишних» покупок, отмечают аналитики. По словам директора по аналитике NTech Леонида Ардалионова, потребители стали рациональнее — ищут скидки, отказываются от деликатесов и делают запасы реже.
Производители оптимизируют ассортимент, уменьшают вес упаковки и ищут новые форматы продаж. Во втором квартале 2025 года средний вес упаковки продуктов питания сократился на 3%, тогда как в третьем квартале 2024 года шринкфляция была 1%, свидетельствуют данные NTech. На рынке также наметилась скимпфляция — замена более дорогих ингредиентов более дешевыми для сохранения цены.
Ретейлеры уже фиксируют замедление роста выручки, а в X5 отмечают массовый переход покупателей из высоких ценовых сегментов в низкие. Эксперты считают, что ситуация на рынке в ближайшие месяцы останется сложной: потребители продолжают экономить, а бизнес адаптируется к новым моделям спроса.
Если нужны деньги на повседневные траты, временно поддержать бюджет можно с помощью микрозайма. На Сравни можно оформить заем без навязанных платежей и скрытых комиссий — сначала покажем МФО, которые готовы выдать беспроцентный заем.
Читайте главные финансовые новости в телеграм-канале журнала Сравни