Россиянка надула мошенника: взяла букет и закрыла дверь, не назвав код

В последнее время мошенники активизировались: звонят, якобы, из налоговой, почты и даже курьерских служб. Некоторые поддаются провокации из-за эффекта неожиданности.
"МК" обратился к дипломированному психологу, социологу Ирине Крохмаль, чтобы узнать, как распознать мошенника, а также как с ним правильно себя вести.
- Мошенники добиваются успехов, так как сейчас много травмированных людей. Люди попадают в ситуации обмана, где аферисты различными способами начинают навязывать несуществующие услуги. И тогда человек становится живым инструментом в руках мошенников. Самое главное - не вовлекаться в эту роль и не верить незнакомцам, звонящим вам и предлагающим бесплатные услуги, - рассказывает Крохмаль.
По словам психолога, в голове у каждого человека должна быть "бегущая строка" – не сообщать никаких кодов, текстов из сообщений ни при каких условиях, ведь даже при доставке подарка коды не требуются.
- В моей жизни был случай. Девушке реально прислали букет. Она открыла дверь и увидела курьера, который потребовал от нее цифры из смс, якобы для подтверждения адреса доставки. Девушка забрала букет и закрыла дверь. Мошенник остался ни с чем. Потому что человек знает, как вести себя в таких ситуациях, и ее трудно запутать, - вспоминает психолог.
Но мошенники тоже адаптируются и ищут более изощренные пути: они уже подстраивают в голосовые сообщения даже голоса родственников и друзей. При возникновении подобных ситуаций важно "включать" мозг и начинать задавать вопросы - и это нормально, говорит Крохмаль. Нужно не бояться задавать уточняющие вопросы людям, которые вам звонят.
- Цель мошенника - не запугать, а втянуть вас в диалог, в игру, чтобы человек сам совершил действия: зашел куда-то, что-то написал, сообщил или отправил какое-то фото, перевел деньги или установил какое-то приложение. Это все человек делает сам. То есть, мошенники создают условия, при которых человек загоняет сам себя в западню, не замечая этого. А мошенники — это только режиссеры. Они будут вести человека, пока сам человек не поставит точку. Они используют те же маркетинговые ходы, что и маркетологи, которые завлекают людей разными скидками и подарками. Эти моменты привлекают людей. И те люди, которые, допустим, психологически слабы, а если на них еще и накричать, то у них включаются первичные рефлексы, они замирают и не могут "включить" ясность своего мозга. Наоборот, у них включается роль жертвы, - отметила эксперт.
Также нельзя забывать, что мошенники – "подкованные" люди, они этому специально обучаются. И в своей работе они используют разные типы "крючков", на которые люди ловятся. Крохмаль назвала такие типы "крючков":
- сострадание, где человека просят помочь какому-то больному ребенку, попавшему в беду другу или родственнику; - романтика: какие-то теплые отношения, влюбленность, эмоциональное сближение, доставка букетов, конфет от тайного почитателя; - страх и угроза. Человеку говорят, что его деньги под угрозой, что кто-то под следствием, с вами говорят строгим официальным голосом капитан милиции или полиции; - выгода и жадность: люди верят в инвестиции с высоким доходом, выигрыш автомобиль, обладание эксклюзивной скидкой; - интеллектуальный интерес: людей втягивают в разные курсы, стартапы, знакомые предлагают проверенный якобы метод; - чувство долга: люди пытаются помочь следствию, выполняют гражданский долг.
Все эти типы мошенники используют очень быстро, не давая жертве опомниться, напоминая, что этот шанс – "последний".
- И когда человеку навязывают эту роль, он должен сразу, как бы, отряхнутся и включить ясность сознания. И тогда он в эту роль просто не войдет. То есть в этот момент нужно позволить себе внутреннюю паузу, сделать глубокий вдох, успокоится, включить "внутреннюю кнопку", и отключить телефон. Важно при подобных непонятных звонках, чтобы человек всегда был настороже, - резюмировала Крохмаль.