Сантехников и экспертов по ремонту бытовой техники просят пронумеровать

Вызывая мастера по ремонту техники, водопроводных или газовых труб, по регулировке стеклопакетов, люди должны знать, кто именно придет к ним в дом, сколько будут стоить услуги, из чего складывается эта стоимость и как получить гарантию в случае некачественной работы. Как оказалось на практике, эта сфера особенно в крупных городах в последние годы стала крайне непрозрачной. Реагируя на жалобы жителей, петербургский депутат Дмитрий Панов решил обратить внимание на ситуацию в отрасли и ввести дополнительное урегулирование по образцу правил, заложенных в работе курьеров. Обращение по этому поводу он направил в Роспотребнадзор и двум вице-губернаторам Петербурга.

Сантехников и экспертов по ремонту бытовой техники просят пронумеровать
© Парламентская газета

Всех в реестр

Обращение Панов составил в петербургский Роспотребнадзор, вице-губернатору Петербурга Кириллу Полякову, который курирует сферу бизнеса, и недавно назначенному вице-губернатору, курирующему сферу правопорядка и законности Игорю Потапенко. Он просит общими усилиями по разным направлениям проработать комплекс инициатив для регламентации деятельности мастеров бытовых услуг и контроля за их работой. По его мнению, нужны единые стандарты, прозрачные тарифные сетки, возможность идентификации работников и главное — механизмы соблюдения законодательства в части заключения договоров, выдачи чеков и обеспечения гарантийного обслуживания.

Он предлагает всем вместе обсудить, как это лучше сделать, и готов собрать отдельное заседание рабочей группы городского парламента с приглашением чиновников, заинтересованных представителей отрасли и профильных экспертов. «Искренне надеемся, что вышеуказанные инициативы позволят дисциплинировать процессы взаимодействия между заказчиками и исполнителями сферы услуг, обеспечив безопасность и комфорт для жителей нашего города», — говорится в обращении.

Примеры такой прозрачной деятельности в Петербурге уже есть. Летом в рамках современной миграционной политики было принято постановление губернатора № 47-пг, запретившее иностранным гражданам с патентами работать в такси и в доставке. Но помимо этого, документ систематизировал рынок в целом, так как компании в сфере доставки и такси теперь обязаны формировать реестры курьеров, включающие их персональные данные, сведения о сим-карте и водительском удостоверении. Это постановление также ввело требования к использованию курьерами электронных устройств для геолокации и идентификационных номеров на одежде и транспорте. Что касается ценообразования, то жители получают информацию о реальной стоимости услуг заранее и могут сделать осознанный выбор.

Космический демонтаж

Судя по жалобам жителей, в сфере ремонтно-бытовых услуг наблюдается другая ситуация. В интернете множество сайтов, предлагающих ремонт бытовой техники, услуги сантехников, электриков, специалистов по регулировке стеклопакетов и замене уплотнителей и так далее. Чаще всего они ведут в единый колл-центр, в котором по запросу назначают мастера. Сам мастер с клиентом связывается тоже только через колл-центр, не называет своего имени, так что клиент даже не знает, кто именно придет к нему в дом. «Мы посмотрели с помощниками несколько таких сайтов и даже проверили юридические реквизиты. ИНН одной петербургской компании привел в фирму, зарегистрированную в Самаре, другой ИНН индивидуального предпринимателя — в Москву. После вопроса, с кем именно будет заключен договор на оказание услуг, нам пообещали перезвонить и этого не сделали», — рассказал депутат. По словам Панова, жители сообщили, что мастера приходят без шаблона договора и без кассового аппарата, зато с очень интересным прайсом, в котором, например, демонтаж уплотнительной резинки пластикового окна с одной створки стоит по 150 рублей за погонный метр, а установка новой резинки — по 800 рублей за погонный метр. Демонтаж встроенной техники, например, посудомоечной машины, может доходить до девяти тысяч рублей. А запчасти, выдаваемые за оригинальные, могут продать по цене в два-три раза выше, чем они стоят в магазине даже официального производителя. Стоимость тут ограничивается лишь фантазией: это может быть и 16, и 25, и 30 тысяч рублей.

С привязкой к ОКВЭД

Это история, уверяет Панов, имеет место не только в Петербурге: «Некоторые знакомые в столице жалуются на непрозрачное ценообразование специалистов бытового обслуживания. Вопрос же не в том, что эти услуги должны быть копеечными. Очевидно, что люди за качественную работу должны получать достойную оплату. Вместе с этим заказчики должны иметь полное право знать, сколько стоит вызов специалиста, осуществленная им диагностика, сколько — простой ремонт, сколько — сложный. Запчасти не должны быть со 100—500% накруткой, система договоров и чеков должна обеспечивать поступление налогов в бюджеты разных уровней, а гарантия работы должна быть не декларативной. Для этого рынок таких услуг должен быть дисциплинированным, четко контролируемым и работать по общероссийским законным правилам», — пояснил парламентарий.

Кроме этого, считает депутат, нужно предупреждать моменты, связанные с безопасностью людей. Ведь эти люди приходят в дом, видят, как он обставлен, даже какие замки на дверях. Четкие регламенты к организациям, работающим по ОКВЭД класса 95 «Ремонт компьютеров, предметов личного потребления и хозяйственно-бытового назначения» по образцу требований, предъявляемым в сфере такси и доставки позволит повысить безопасность и снизить риск проникновения в отрасль неблагонадежных лиц, усилить ответственность каждого сотрудника, а также улучшить качество обслуживания.