Брокеры обсуждают с клиентами возможные схемы обмена заблокированными активами
ВТБ и БКС направили пояснительные материалы, описывающие возможную процедуру обмена заблокированными активами, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на два источника, знакомые с документами. Еще один из его собеседников заявил, что похожие материалы своим клиентам разослал «КИТ финанс». Впервые же о том, что брокеры вновь стали направлять подобные материалы инвесторам в пятницу сообщал РБК.
Собеседник газеты, знакомый с материалами презентаций, уточнил, что обменять возможно только те активы, право собственности на которые возникло до 2022 года и не менялось по настоящее время. Предполагается, что в потенциальной сделке по обмену будут использованы расписки на российские активы, замороженные у нерезидентов на счетах типа «С».
Согласно презентации БКС, к обмену доступны только те бумаги, которые хранятся по цепочкам:
«Компания БКС» — НРД — Euroclear, «Компания БКС» — СПБ-банк — НРД — Euroclear.
Процедура обмена рассчитана на пять-семь месяцев.
Условия обмена варьируются от брокера к брокеру. Например, в одной из компаний для проведения обмена бумаги нужно перевести с торгового на неторговый счет. При этом подобные операции доступны только квалифицированным инвесторам. От брокера зависит и размер комиссий: в среднем процент варьируется от 5% до 20%.
В пресс-службе БКС «Коммерсанту» ответили, что компания рассматривает все возможные варианты, нацеленные на разблокировку иностранных активов клиентов или обмен на российские бумаги. В ВТБ, напротив, заявили, что никаких переговоров об обмене активами не ведут и рассылку материалов не делали. В «КИТ финансе» на запрос газеты не ответили.
В ЦБ указали, что к ним «не поступали от участников рынка предложения по обмену заблокированными активами». В «Инвестиционной палате» уточнили, что прежде чем вести переговоры с иностранными держателями российских ценных бумаг следует подготовить юридическую базу для проведения подобных сделок.
По словам источника «Коммерсанта» на финансовом рынке, текущая активность на фондовом рынке — следствие потепления отношений между Россией и США после встречи на Аляске. На этом фоне регуляторы могли даже одобрить проведение подобных сделок ряду зарубежных инвесторов, уточнил источник.
Учитывая, что инициаторы подобных схем — зарубежные институциональные инвесторы, «есть некоторая надежда на то, что данная процедура будет проходить быстрее, нежели индивидуальное получение соответствующей лицензии российским частным инвестором», добавляет руководитель практики спецпроектов Vegas Lex Александр Казарин. Это особенно примечательно на фоне длительности рассмотрения заявления на разблокировку со стороны OFAC. По словам соруководителя санкционной практики коллегии адвокатов Delcredere Андрея Тимчука, средний срок составляет полтора-два года.