Эксперты оценили возможность введения невозвратных товаров на маркетплейсах
Власти обсуждают введение невозвратных тарифов на некоторые товары, покупаемые россиянами через маркетплейсы. Об этом, в частности, заявил министр экономического развития РФ Максим Решетников. Это может стать одним из способов защиты добросовестных предпринимателей от потребительского терроризма.
Сегодня по закону о защите прав потребителей у покупателя есть две недели, чтобы вернуть товар, даже не объясняя причину. Но только товар должен быть не использованный. Нельзя, например, две недели носить туфли, а потом вернуть их, как разонравившиеся.
Как считает доцент кафедры логистики Финансового университета при Правительстве РФ Денис Жильцов, при введении любых новых ограничений, связанных с торговлей потребительскими товарами, действовать необходимо осторожно, так как грань между защитой законных прав потребителей и так называемым потребительским терроризмом очень тонкая и возможное снижение покупательского спроса ударит по предпринимателям еще больше, чем злоупотребления некоторых потребителей.
"Для многих групп товаров уже действуют условия по невозможности возврата, например, на предметы личной гигиены, товары для лечения заболеваний, бельевые и чулочно-носочные изделия и т.д. Пока неясно, в какой форме будет реализовано введение "невозвратных тарифов" именно для платформенной торговли, и нет точного списка товаров, подпадающих под данные тарифы, поэтому следует дождаться более точной информации, о каких товарах идёт речь", - считает Жильцов.
Руководитель информационного отдела независимого профсоюза "Новый труд" Мария Коледа, в свою очередь, подчеркивает: основная причина таких инициатив - участившиеся случаи недобросовестного поведения некоторых покупателей. Например, люди могут заказать одежду для однократного мероприятия или технику для краткосрочного проекта, а потом вернуть товар. По данным исследований, с подобными ситуациями в прошлом году столкнулись 62% продавцов на маркетплейсах. Для малого бизнеса это ощутимые убытки - приходится платить за пересылку, комиссии и обработку возвратов.
Однако, по мнению эксперта, нечестные продавцы могут специально завышать обычные цены, чтобы подтолкнуть покупателей к выбору варианта со скидкой без возврата. Кроме того, при онлайн-шопинге отсутствует возможность примерить или посмотреть товар вживую, поэтому право вернуть покупку было важной гарантией для покупателей. Новые правила могут отпугнуть осторожных людей и замедлить рост всего сектора электронной коммерции, считает Коледа.
Чтобы минимизировать риски, предлагается четко определить список товаров, которые нельзя будет вернуть. В него могут войти предметы гигиены, нижнее белье, скоропортящиеся продукты или вещи, сделанные на заказ. При этом право вернуть бракованный товар должно сохраниться в любом случае. "Также важно, чтобы предупреждение о невозвратности было четким, заметным и повторялось на всех этапах покупки", - подчеркнула эксперт.