Страховые продукты становятся более индивидуальными

Низкая цена в этом году стала определяющим фактором при выборе страхового продукта, отмечается в обзоре "Эксперт РА", представленном на форуме "Будущее страхового рынка". На маркетплейсах финансовых услуг и в экосистемах банков растет спрос на продукты страховщиков, предлагающих минимально возможную цену.

Страховые продукты становятся более индивидуальными
© Российская Газета

В то же время сами страховщики отмечают, что стараются снижать стоимость полисов не за счет сокращения набора рисков, а за счет более персонализированного подхода и использования технологий. Искусственный интеллект, в частности, помогает сэкономить на посредниках. Без них готовы обойтись и клиенты: по данным обзора, все больше людей предпочитают меньше взаимодействовать с представителями страховых компаний и оформлять полисы самостоятельно онлайн. Растет спрос на краткосрочное страхование, в том числе ОСАГО, а также на модульные страховые продукты.

Президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Евгений Уфимцев подчеркнул, что основная задача страховых компаний - не снижение цены полиса, а создание качественного и закрывающего потребности людей продукта. "То есть не так составить договор страхования, что путем исключения и уменьшения объема рисков не производить по ним выплат, а наоборот, чтобы выплат было больше. Чтобы люди видели, что их нужды и проблемы закрываются", - сказал он.

Развиваются модульные полисы, благодаря которым люди могут сами выбирать объем и наполнение страховой защиты

Страховщики меняют свои стратегии в ответ на запросы клиентов. Как отмечается в обзоре, страховые компании развивают собственные ИТ-системы и интеграции с различными партнерами и финансовыми маркетплейсами. Страховые продукты модифицируются под конкретных клиентов и становятся более индивидуальными. Развиваются модульные страховые продукты, благодаря которым клиенты могут управлять объемом и наполнением страховой защиты. Начало распространяться страхование по подписке, в частности в так называемых моторных видах страхования - ОСАГО и автокаско. За полис можно платить ежемесячно или раз в три месяца, в зависимости от условий конкретного страховщика.

По данным Всероссийского союза страховщиков, по итогам первого полугодия 2025 года объем страховых премий увеличился на 37%, до 1,8 трлн рублей. Основной вклад в динамику рынка внесли инвестиционное и накопительное страхование жизни (ИСЖ и НСЖ соответственно). Объем премий по ИСЖ увеличился по сравнению с первым полугодием 2024 года в 2,8 раза, по НСЖ - на 77%, их совокупная доля рынка превысила 52%.

Рост премий по сегменту non-life (все виды, кроме страхования жизни) в целом составил 1%. При этом в сегменте личного страхования отмечается отрицательная динамика: -7% по добровольному медицинскому страхованию (ДМС), -6% по страхованию от несчастных случаев. В то же время страхование за счет работодателя активно развивается: на 1,5 млрд рублей увеличились премии в сегменте страхования от несчастных случаев, на 18 млрд рублей - в сегменте ДМС, а количество застрахованных работников по обоим видам страхования выросло более чем на 3 млн человек.

"В дополнение к стандартным опциям ДМС растет спрос на цифровые сервисы, психологическую поддержку и сложные медицинские процедуры. Для администрирования этих программ разрабатываются специализированные ИТ-решения", - рассказали в "СОГАЗе".

Корпоративные пакеты ДМС становятся все более комплексными, добавили в компании. Помимо обязательных медосмотров и амбулаторно-поликлинической помощи работодатели активно включают в них телемедицину для оперативных онлайн-консультаций, программы реабилитации и даже высокотехнологичные виды лечения, такие как эндопротезирование.

"ДМС все больше цифровизируется. Появляется очень много цифровых сервисов в мобильных приложениях - онлайн-запись к врачу, телемедицина, электронная медицинская карта, симптом-чекеры, цифровые клиники, бонусные системы и т.д.", - рассказала вице-президент, начальник управления продуктов медицинского страхования "РЕСО-Гарантия" Марина Черноморова.

Евгений Уфимцев назвал медицинское страхование одним из ключевых блоков, на которых будет строиться будущее страхового рынка. По его словам, раньше это была довольно консервативная отрасль, однако в последние годы страховые компании активно совершенствуют программы ОМС, ДМС и других видов медицинского страхования. Сейчас страховщики готовят предложения, в том числе по более активному участию в государственных программах, которые могли бы позволить сэкономить бюджетные деньги. В том числе это обеспечит частичное снижение нагрузки на бюджет, добавил Уфимцев.

Объем премий по страхованию имущества вырос на 6,7%. Драйверами роста стали страхование имущества юридических лиц (+15%) и граждан (+9,5%).

"Главным результатом полугодия является обеспечение стабильности наполнения страховых портфелей в инвестиционно-накопительном страховании жизни и устойчивость имущественных видов страхования на фоне охлаждения экономики. Страховой рынок переходит к более сбалансированным показателям роста, при этом сохраняя устойчивость к увеличению выплат по всем направлениям", - сказал Евгений Уфимцев.

Как отмечается в обзоре "Эксперт РА", рынок страхования non-life положительно оценивают 87% его участников, рынок страхования жизни - 59%. По итогам 2025 года прирост non-life, по оценкам страховщиков, составит не более 10%, при этом ДМС прибавит 10-15%, а ОСАГО и автокаско - до 5%. Рынок страхования жизни вырастет на 20-50%.

"Страхование жизни продолжит оставаться единственным драйвером роста страхового рынка, т. к. в страховании ином, чем страхование жизни, драйверы кроме инфляции на текущий момент практически отсутствуют, - рассказал управляющий директор по рейтингам страховых и инвестиционных компаний "Эксперт РА" Алексей Янин. - По мере снижения ключевой ставки возобновится активная выдача кредитов, что в дальнейшем приведет к росту сопутствующих видов страхования (от несчастных случаев и болезней, автокаско, страхование имущества граждан). В этих видах будет наблюдаться рост страховой премии".