В НСФР предложили не ограничивать общее количество банковских карт у физлица

Банки и телекоммуникационный сектор поспорили о нормах нашумевшего законопроекта о защите граждан от мошенников. В том числе финансовый сектор предложил ограничить число банковских карт на человека десятью не суммарно, как предлагается сейчас, а только в рамках одного банка. А еще банкам и операторам предстоит найти баланс в разделении ответственности за украденные мошенниками у клиентов деньги.

В НСФР предложили не ограничивать общее количество банковских карт у физлица
© Российская Газета

Законопроект разработан Минцифры и до 16 сентября проходил публичное обсуждение. Как сообщается в пояснительной записке, рост преступлений, совершенных с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), в последние пять лет стремительно увеличивался. "Предлагается урегулировать вопросы взаимодействия операторов связи и кредитных организаций в целях пресечения мошеннических действий, совершаемых с использованием информационно-коммуникационных технологий", - отмечают авторы документа.

Правовые аспекты банковской деятельности эксперты "РГ" разбирают в рубрике "Юрконсультация"

В ходе общественного обсуждения Национальный совет финансового рынка (НСФР) направил в Минцифры развернутый отзыв на проект закона (есть в распоряжении "Российской газеты"). Отзыв содержит значительное количество технических правок, но наибольший интерес вызвали два пункта.

Один из них касается ограничения на количество банковских карт у одного человека. Согласно подготовленному законопроекту, предполагается ограничить количество платежных карт, которые могут быть предоставлены клиенту: до пяти в одном банке и не более десяти всего. По мнению НСФР, предложенная мера является избыточной, поскольку в целях участия в мошеннических схемах физлица оформляют сразу значительное количество платежных карт в одном банке, что купируется установлением внутрибанковского ограничения на количество оформляемых карт.

Поэтому банки предлагают лишь ограничить количество платежных карт, которые могут быть предоставлены одному клиенту - физлицу оператором по переводу денежных средств: до десяти в каждом банке без установления суммарного ограничения.

Установление межбанковских ограничений потребует создания новой информационной системы, аккумулирующей сведения из всех банков о выдаваемых и погашаемых платежных картах, а также способной в онлайн-режиме обеспечивать обработку запросов кредитных организаций о количестве выпущенных карт в других кредитных организациях, а также значительных затрат, считают в НСФР.

Другой обсуждаемой темой борьбы с телефонным мошенничеством стало разделение ответственности между операторами связи и банками. В текущей версии законопроекта имеется обязательство вернуть средства, если они были списаны с лицевого счета абонента.

Операторы связи считают, что могут нести ответственность только в пределах лицевого, но не банковского счета абонента

НСФР предлагает ее расширить и внести в закон пункт о "праве абонента на обращение к оператору связи с требованием о возмещении суммы ущерба от мошеннических действий при неисполнении оператором связи обязанностей, возложенных на него законом". Там считают: так как в большинстве случаев целью совершения мошеннических действий является противоправное присвоение денег, находящихся не на лицевом счете абонента, а на его банковских счетах, то абоненты в ряде случаев могут потребовать компенсации похищенных средств от своего оператора.

Очевидно, что данное предложение вызвало категорическое неприятие у российских мобильных операторов. "Оператор связи может нести ответственность только в пределах лицевого счета абонента у оператора. Мы не имеем доступа к банковским счетам клиентов и не участвуем в их финансовых операциях, в том числе не можем заблокировать проведение такой операции, поэтому не можем отвечать за хищения средств с банковских счетов", - заявили "РГ" в "Билайне".