Передача показаний счётчиков ЖКУ может обернуться потерей денег

Добросовестные жильцы регулярно снимают показания счетчиков воды, электроэнергии, газа и тепла и своевременно передают эти данные поставщикам коммунальных услуг. Такая практика обеспечивает более точный расчет платежей и помогает избежать излишних переплат.

Передача показаний счётчиков ЖКУ может обернуться потерей денег
© Deita.ru

Однако, как рассказала кандидат юридических наук Ирина Сивакова, согласно Жилищному кодексу РФ, обязанность по самостоятельной передаче показаний счётчиков на жильцов не возлагается, сообщает ИА DEITA.RU.

Это неоднократно подтверждал и Верховный суд РФ. Таким образом, жильцы могут предоставлять показания добровольно, но закон не требует от них этого обязательства. В ситуации, когда информация по приборам учета отсутствует на момент формирования счетов, поставщики услуг применяют определенные правила начисления платы.

В течение первых трех месяцев платежи рассчитываются исходя из среднемесячного объема потребления за предыдущие периоды. По истечении этого времени расчет производится на основе нормативов потребления, а также количества зарегистрированных в квартире жильцов. Это делается для того, чтобы обеспечить справедливость расчетов, даже если фактические данные от приборов учета отсутствуют.

В практике часто встречаются случаи, когда собственник квартиры длительное время отсутствует и не передает показания счетчиков. Вследствие этого накапливаются просроченные платежи, а в результате — значительная переплата. Многие жильцы полагают, что правильным выходом в такой ситуации будет самостоятельно снять показания и передать их поставщикам коммунальных услуг с целью корректировки счетов и перерасчета суммы платежей.

Юрист предупредила о том, что подобный подход в большинстве случаев не приводит к желаемому результату. Наоборот, передача показаний счетчиков задним числом или после длительного перерыва может стать основанием для отказа в перерасчете, что является законным действием со стороны коммунальных организаций.

Это связано с тем, что правила предоставления коммунальных услуг, действующие с 2011 года, не предусматривают внесение изменений в счета за прошедший период на основании поздно переданных показаний. Поставщики коммунальных ресурсов обязаны проводить расчет платежей, опираясь только на показания счетчиков, снятых в соответствующий отчетный месяц.

Если у жильца возникают сомнения относительно правильности работы счетчиков, он имеет право обратиться с заявкой на их поверку. Такая проверка проводится в течение 10 рабочих дней с момента обращения. Если в ходе поверки будет установлено, что оборудование исправно, то поставщик услуг произведет перерасчет платежей, а излишне уплаченные средства зачтет в будущие платежи.

В связи с этим, по завершении длительного перерыва в передаче показаний счетчика следует не пытаться самостоятельно корректировать информацию, а, наоборот, обратиться в коммунальную организацию для официальной проверки прибора учета и последующего перерасчета. Такой алгоритм действий позволит избежать юридических сложностей и возможных отказов.