ЦБ пожурил банки за недостаточное информирование клиентов об ограничении операций по счетам и рассказал, как это правильно делать

В последнее время мошенничество в финансовой сфере приобрело небывалый размах не только в России, но и в других странах. Вымогатели обманным путем вынуждают граждан переводить им свои деньги или снимать и отдавать наличные. Поскольку граждане в этом случае действуют добровольно, доказать впоследствии, что на них было оказано давление, весьма проблематично. К борьбе с мошенниками подключились кредитные организации. Чтобы обезопасить россиян и охладить пыл желающих добровольно расстаться со своими кровными, они блокируют подозрительные транзакции и ограничивают дистанционное банковское обслуживание. Гражданам это доставляет неудобство, поскольку для восстановления платежеспособности нередко требуется не один день. При этом получить достоверную информацию в банке не всегда возможно. На это обратил внимание Центробанк. В информационном письме от 26.08.2025 № ИН-01-59/98 ЦБ РФ указал, что кредитные организации обязаны предоставлять клиентам полную и достоверную информацию о причинах блокировки со ссылкой на нормы закона и давать рекомендации о дальнейших действиях. Регулятор разъяснил, что основания для блокировки установлены Законом о национальной платежной системе от 27.06.2011 № 161-ФЗ. В частности, могут заблокировать транзакции или карты банки, если оператор заподозрит, что клиент не давал согласия на перевод, в том числе через СБП, или если в базе ЦБ есть сведения о случаях и попытках таких переводов. При этом банки обязаны информировать граждан о наличии данных сведений и исключить их по заявлению клиента. Кроме того, Центробанк напомнил, что аналогичные рекомендации он давал в письмах от 05.06.2024 № ИН-08-12/35 и от 27.04.2007 № 60-Т в отношении отказов в проведении операций или открытии счетов.