Новый сервис для защиты от мошенников заработает с 1 сентября

С начала сентября в России начнет функционировать сервис «второй руки», созданный для защиты денег и сбережений финансово-уязвимых категорий граждан от действий мошенников. Механизм был предложен и выведен на уровень законодательства по инициативе ЦБ РФ. Поможет ли «вторая рука» защитить деньги граждан от действий злоумышленников и кто может пострадать при его неправильном использовании, «МК» выяснил у экспертов.

Новый сервис для защиты от мошенников заработает с 1 сентября
© Московский Комсомолец

© Алексей Меринов

Федеральный закон, по которому россияне получают право определять уполномоченное лицо — так называемую «вторую руку» — для согласия на совершение операций по переводу денег, закрытию или снятию вкладов и получению наличных, вступает в силу 1 сентября. Он позволит назначить доверенного человека — например, близкого родственника или друга — который будет подтверждать или отклонять переводы или снятие крупных сумм. Норма призвана защитить пожилых людей от краж их денег преступниками, обезопасить подростков от риска стать дропперами, а также она поможет всем тем, «кто хочет дополнительно себя обезопасить перед крупными финансовыми операциями», уточнили в МВД.

Функционал нового сервиса не будет распространяться на действия, которые гражданин совершает между своими счетами, он будет срабатывать только при финансовых операциях, затрагивающих третьих лиц. Подключить опцию «второй руки» можно будет в банке. После настройки там, пользователь сам сможет отрегулировать, какие операции должны будут проходить проверку с помощью доверенного лица. «Например, переводы третьим лицам от 100 000 рублей, — поясняет «Вестник Киберполиции России». — Когда вы совершаете такую операцию, ваш помощник получает уведомление (SMS или пуш). Если операция выглядит подозрительно — он отклоняет ее. Если все в порядке — подтверждает, и перевод проходит». В ведомстве добавили, что помощник, ставший «второй рукой» не будет иметь права инициировать переводы самостоятельно. Он также не увидит пароли владельца счета и не получит доступ к его деньгам. «Вы сами решаете, кто будет помощником, и можете отключить его в любой момент», — подчеркнули в МВД. А если помощник не ответит за 12 часов, «операция будет автоматически отменена» — это защита от сбоев и давления, пояснили в ведомстве.

Эксперты уверены, что сервис «второй руки» поможет весьма широкому кругу россиян и не только при столкновении со злоумышленниками. Так, по словам экономиста, топ-менеджера в области финансовых коммуникаций Андрея Лободы, главный плюс «второй руки» в том, что это дополнительная защита и от импульсивных трат: особенно полезен он будет для пенсионеров, подростков, людей с зависимостями и тех, кто не всегда контролирует расходы, то есть, классических шопоголиков. «Помимо этих категорий граждан данный закон также направлен на людей с низкой финансовой грамотностью, — уверен аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. — Например, на жителей отдалённых регионов, где редко пользуются мобильными приложениями и многие не понимают всех их рисков, на социально уязвимые группы, например, на людей с зависимостями, так как закон косвенно может помочь и им, если родственники подключат контроль за их расходами».

Однако есть и минусы. Главный из них — возможные злоупотребления, если доверенное лицо окажется недобросовестным. Как пояснила юрист Международной конфедерации обществ потребителей (КонфоП) Диана Сорк, многое в каждой конкретной ситуации будет зависеть от отношений между пожилым обладателем денег или счета и его доверенным лицом.

По словам управляющего партнера ЮРЛ Групп Семёна Николаева, уже сегодня существует ряд сервисов, которые можно подключить как дополнительный контроль для совершения платежей, другой вопрос, что они мало кому известны. Для теневого сектора экономики сервис «второй руки», скорее всего, усложнит использование банковских карт при снятии наличных и проч., что опять же имеет положительный эффект. 

Среди главных минусов нововведения для граждан можно отметить то, что технические усложнения в использование банковских продуктов будут иметь отрицательный эффект для их развития. Но и это ещё не все возможные риски. «Минус в том, что это усложнение для добросовестных клиентов, — отметил Чернов. — Если уполномоченное лицо вовремя не подтвердит операцию, человек не сможет снять деньги или оплатить покупку. Это может вызвать неудобства в срочных ситуациях. Также банки пока не до конца технически готовы к внедрению сервиса, что может привести к сбоям».