Как минимум четыре юриста рассказали «Ведомостям», что за последние полгода против их клиентов возбудили дела, несмотря на одобренную рассрочку.
Бизнес получает рассрочку по уплате налогов согласно статье 64 Налогового кодекса. Реструктуризация может быть согласована на срок до трех лет. Но если в отношении компании и ее руководителя возбуждается уголовное дело о неуплате налогов, то рассрочка отменяется.
Пообщаться с владельцем или топ-менеджером предприятия, оказавшегося в такой ситуации, Бизнес ФМ не удалось. По словам юристов, налоговая рассрочка обычно предоставляется средним и крупным предприятиям, собственники которых не в курсе всех подробностей. А руководители, которые проходят по уголовному делу, не могут говорить публично, пока идет следствие.
Но управляющий партнер консалтинговой компании «Ком-Юнити» Павел Самсонов согласился рассказать историю своего клиента при условии, что редакция не станет его называть. По словам юриста, в 2024 году его клиент купил мажоритарную долю в довольно крупной компании, у которой были долги по налогам. Компания пошла в налоговую инспекцию, и ей согласовали рассрочку. О том, что было после, рассказывает Павел Самсонов:
Павел Самсонов управляющий партнер консалтинговой компании «Ком-Юнити» «За день до того, как было принято решение о предоставлении рассрочки по результатам налоговой проверки, налоговые органы отправили материалы на возбуждение уголовного дела в правоохранительные органы, то есть это было уже после подачи заявления, после согласования и за день до принятия решения. Соответственно, материалы были отправлены, но рассрочку предоставили. В течение года компания в рамках предоставленной рассрочки оплачивала платежи, как вдруг через год после всего случившегося налоговые органы говорят: «Возбужденное уголовное дело против бывшего директора (он же оставался сособственником) — это безусловное основание для отмены рассрочки». Рассрочка отменяется, соответственно, компания не может в моменте заплатить всю необходимую сумму, которая после этого осталась, и компания подает на банкротство».
Как пишут «Ведомости» со ссылкой на юристов, еще в 2023 году налоговая служба изложила свою позицию относительно передачи следствию материалов проверок, по итогам которых была одобрена реструктуризация. ФНС считает, что с момента одобрения рассрочки и до полной уплаты суммы долга у должника формально не возникает неисполненных обязанностей. Поэтому материалы таких проверок «направлению в следственные органы не подлежат». А значит, нет и оснований для возбуждения уголовного дела.
В теории это так, а на практике зачастую выходит по-другому. Рассказывает управляющий партнер адвокатского бюро «Феоктистов и партнеры» Вячеслав Феоктистов:
Вячеслав Феоктистов управляющий партнер адвокатского бюро «Феоктистов и партнеры» «Поскольку инспекторы ФНС общаются непосредственно с оперативными сотрудниками, оперативные сотрудники, видимо, будучи заинтересованными в возбуждении таких дел, договариваются с этими инспекторами. Инспекторы в данной ситуации просто передают некую информацию, а здесь уже хитрят опера со следователями СК, которые таким образом создают себе положительные показатели: опера в части возбужденных уголовных дел, а следователи СК в части возмещенных сумм уплаченных налогов. Так работает система. То есть, пользуясь тем, что люди признают факт неуплаты и начинают платить по договоренности со следственным органом, возбуждают уголовное дело с перспективой последующего прекращения его по факту оплаты налога, пени и штрафа».
В 2024 году бизнес смог договориться о рассрочке выплаты свыше 280 млрд рублей налогов. Это следует из презентации ФНС. В открытых источниках нет данных о том, сколько было возбуждено уголовных дел после налоговой реструктуризации.