BofA: спортивные болельщики эффективно «поднимают» локальную экономику

Исследование Bank of America показывает , что крупные спортивные события и регулярные сезоны, такие как футбольный клубный чемпионат мира FIFA 2025 и матчи бейсбольной лиги, заметно повышают потребительские траты в районах, где проходят игры, главным образом за счет ресторанов и баров. Согласно данным по картам банка, в этом году во время турнира FIFA траты в «стадионных» ZIP-кодах выросли в среднем на 7% год к году, а в регулярном сезоне Главной лиги бейсбола (MLB) — до 25–29% в Нью-Йорке и более 60% в городах вроде Сент-Луиса и Бостона. Хотя общий макроэкономический эффект спорен из-за капитальных затрат и возможного перераспределения расходов, банк отмечает, что такие события приносят ощутимую выгоду локальным экономикам.

Долгожданные траты

По данным BofA, в последние годы американские потребители в целом предпочитают тратить деньги на услуги, а не на товары. «Отчасти это может отражать чувство облегчения после пандемии — возможность снова получать удовольствие от совместных социальных событий, — говорится в исследовании. — Живые концерты стали одним из ярких примеров этой тенденции: турне Eras Tour Тейлор Свифт и Cowboy Carter Tour Бейонсе собирали полные залы».

Однако, согласно информации Бюро экономического анализа (BEA), потребительские расходы на спортивные мероприятия для зрителей выросли еще быстрее — на впечатляющие 25% с 2019 года, опередив даже концерты. Национальная баскетбольная ассоциация в 2024-м показала второй результат по посещаемости в истории — 22,3 млн зрителей. И для местных бизнесов это означает хорошие новости: приток клиентов и денег — от ресторанов и баров до парковок и сувенирных лавок, пишут экономисты.

Дорогие фанаты

В своем исследовании BofA изучил анонимизированные данные по картам в ZIP-кодах, где расположены стадионы. Анализ показал, что во время чемпионата мира FIFA 2025 траты в этих районах в среднем выросли на 7% год к году, а в отдельные дни — на 10% и более.

«Как эта страсть к просмотру спортивных событий вживую помогает местной экономике? Прежде всего, болельщики приносят деньги и тратят их как в самих стадионах, так и в их окрестностях в день матча. Часть этих расходов поддерживает местный бизнес и занятость, что может иметь косвенные положительные эффекты для остальной экономики», — отмечают экономисты BofA.

Наибольший рост расходов пришелся на рестораны и бары в ZIP-кодах, где проходили матчи. Менее впечатляющий, но заметный рост показали и расходы на парковку. Дополнительным подтверждением влияния матчей FIFA-2025 на траты стала динамика расходов по ходу турнира. Стадион MetLife в Нью-Джерси, принявший полуфиналы (8–9 июля) и финал (13 июля), продемонстрировал особенно резкий рост трат на заключительном этапе турнира.

Регулярный сезон MLB, как выяснилось, дает еще больший эффект: в Бронксе (Yankee Stadium) траты в сезон оказались на 25,3% выше, чем вне его, а расходы на еду и напитки выросли на 75,8%. В Куинсе (Citi Field) рост составил 28,9% и 66,6% соответственно. В Сент-Луисе, по данным банка, общие траты в районе Busch Stadium увеличивались на 68,3%, при этом еда и напитки — на 86,3%. Анализ по всем командам MLB показал рост от 13% до более 60% в зависимости от города. Для отдельных стадионов эффекта не было — вероятно, из-за конкуренции с другими событиями или слабых результатов команды.

В ожидании ЧМ-2026

В исследовании отмечается, что при этом общий макроэкономический эффект от спортивных мероприятий оценивается сложнее, так как нужно учитывать капитальные затраты на строительство и модернизацию стадионов и возможное перераспределение трат с других направлений. Одно из исследований (Agha & Rascher) показало, что появление новой команды или стадиона в США почти не меняет число рабочих мест и компаний, тогда как японские данные указывают на долгосрочные выгоды. При этом туризм может усиливать эффект: по оценке NYCEDC, домашние матчи Yankees и Mets в 2024–2025 годах принесли Нью-Йорку более $900 млн, включая траты приезжих.

Следующий крупный турнир — ЧМ-2026 в США, Канаде и Мексике — может дать еще больший экономический эффект, прогнозируют в BofA. В нем примут участие 48 сборных, которые проведут 104 матча в 16 городах, а финал вновь состоится на MetLife Stadium. По оценке FIFA и Всемирной торговой организации, турнир добавит около $17 млрд в экономику США и создаст до 185 тысяч рабочих мест, напоминают в банке.