"Школьная лотерея": почему в одном регионе на ребенка дают 13 тысяч, а в другом — ничего
Подготовка ребенка к новому учебному году остается значительной статьей расходов для российских семей, достигая в среднем 15–20 тысяч рублей. Однако надежды на повторение массовой федеральной выплаты, осуществленной в 2021 году как антикризисная мера, в 2025 году не оправдаются. Вся система помощи отдана на откуп регионам, и ее эффективность напрямую зависит от бюджетных возможностей и социальных приоритетов конкретного субъекта.
Федеральное молчание и региональная инициатива
В отличие от единого пособия, поддержка к школе не является федеральным стандартом. Это приводит к ситуации, которую можно охарактеризовать как «географическую лотерею». В то время как депутаты периодически озвучивают инициативы по введению общенациональной выплаты, на данный момент это остается на уровне обсуждений. В результате, система поддержки носит фрагментарный и крайне неравномерный характер.
Экономика неравенства: от Москвы до Рязани
Ключевой аспект региональной помощи — ее зависимость от финансового состояния субъекта. Это наглядно демонстрирует сравнение размеров выплат для одних и тех же категорий граждан (например, малоимущих или многодетных семей):
Такой разброс свидетельствует не столько о разной стоимости школьных товаров, сколько о принципиально разных возможностях региональных бюджетов. Кроме того, форматы помощи также варьируются: от прямых денежных переводов до натуральной помощи (одежда, канцтовары в Ингушетии) и электронных социальных сертификатов, как в столице.
Бремя инициативы и бюрократические барьеры
Системный недостаток такого децентрализованного подхода заключается в том, что он перекладывает всю инициативу на плечи самих граждан. Для получения помощи необходимо не только соответствовать определенным критериям (чаще всего это статус малоимущей или многодетной семьи), но и самостоятельно изучить местное законодательство, собрать пакет документов и вовремя подать заявление.
Это создает дополнительные бюрократические барьеры и приводит к тому, что значительная часть семей, имеющих право на поддержку, ею не пользуются из-за неосведомленности или сложности процедур. В то время как благотворительные акции, такие как «Собери ребёнка в школу», пытаются сгладить наиболее острые углы, они не могут заменить собой системную и справедливую государственную политику.