Российские данные – российским компаниям: как новый закон изменит рынок аналитики

15 июля 2025 года закон был принят во втором и третьем чтениях, и, если будет одобрен Советом Федерации и подписан президентом, он вступит в силу с 1 марта 2026 года. Все собранные данные должны будут обрабатываться исключительно внутри России, а деятельность компаний – контролироваться через специальный государственный реестр. «Если говорить откровенно, эти компании фактически занимались шпионажем, собирая информацию через маркетинг, опросы, чеки и ритейл-аналитику. У них была вся картина потребительского поведения и экономических процессов внутри страны, и эти данные утекали туда, где ими потом пользовались не в наших интересах», – отметил эксперт РОЦИТ, журналист и блогер Илья Гогуа. Однако, отметил эксперт, уход этих игроков не приведет к краху рынка. У нас есть опытные и успешные участники, которые уже продемонстрировали свои навыки и профессионализм. Поэтому бизнес и государство не останутся без необходимой информации – просто теперь она будет работать на нас, а не против нас. Ключевой мотив такого решения – стремление обеспечить безопасность. Власти полагают, что сбор информации о гражданах, экономике и других аспектах жизни страны позволяет зарубежным организациям воздействовать на внутренние процессы. По мнению инициаторов этой меры, иностранные компании фактически занимаются сбором информации, которая может быть использована для введения санкций и других недружественных действий. Сбор данных под видом маркетинговых исследований позволяет создавать модели поведения граждан, что представляет угрозу для национальной безопасности. После ухода таких игроков, как Ipsos, Nielsen и GfK, российский рынок исследований переживает процесс стремительного импортозамещения. Крупнейшие отечественные компании, включая ВЦИОМ, Mediascope, «Амбердата» и Amber, активно расширяют свою экспертизу и цифровые решения. ВЦИОМ фокусируется на социологических и поведенческих исследованиях с широкой региональной сетью и разнообразием методологий. Mediascope усиливает позиции в области медиаизмерений, а Amber и «Амбердата» предлагают автоматизированные платформы для анализа чековых данных, маркетинговой отчетности и оценки потребительского поведения. «Запад давно играет по своим правилам – ни в США, ни в Евросоюзе российским аналитическим компаниям никто не даст свободно работать с чувствительной информацией. Симметричный ответ с нашей стороны напрашивался очень давно, и хорошо, что эта мера наконец будет реализована. Теперь у нас есть возможность выстроить систему, где данные остаются внутри страны и работают на нашу экономику, а не на чужие центры принятия решений», – подчеркнул председатель комиссии по развитию информсообщества, СМИ и массовых коммуникаций ОП РФ Рифат Сабитов. Напомним, зарубежные организаторы исследований обязаны до 15 мая 2026 года подать сведения о соответствии новым требованиям в уполномоченный орган, который будет осуществлять контроль за их деятельностью. Фото: ФедералПресс / Ксения Кобалия

Российские данные – российским компаниям: как новый закон изменит рынок аналитики
© РИА "ФедералПресс"