Онлайн-продажи продуктов питания в России выросли на четверть

В 2025 году российский сегмент FMCG-доставки переживает рост: онлайн-продажи продуктов питания (e-grocery) в первом квартале увеличились на 26,8% год к году, до 388 млрд руб. Прогнозируется сохранение 30% годового роста. Таковы данные исследования компании Relog, которое есть в распоряжении Sostav.

Онлайн-продажи продуктов питания в России выросли на четверть
© Sostav.ru

Совокупный объем онлайн-продаж продуктов по итогам 2025 года может превысить 1,7 трлн руб. Если тенденция сохранится, то к 2027 году онлайн-канал станет привычным для значительной части россиян, а нагрузка на последнюю милю вырастет.

Для доставки по магазинам и HoReCa компании используют как собственные грузовики, так и наемный транспорт. Около 59% игроков комбинируют свой и привлеченный транспорт, 23% полагаются только на 3PL/аутсорсинг, 18% обходятся собственным парком. Большинство — это небольшие автопарки: почти 2/3 имеют менее 50 транспортных средств. Основной тип автомобилей — коммерческие грузовики малой и средней грузоподъемности, способные маневрировать в городе и выполнять частые рейсы.

География доставки в FMCG, как правило, ограничена близостью складов и рынков сбыта: многие опрошенные работают в пределах одного региона или нескольких соседних областей. Около 10% компаний обеспечивают доставку по всей России. Это связано с высокой стоимостью дальних городских доставок и необходимостью развитой складской сети.

В первой половине 2025 года наблюдался рост объема B2B-доставок FMCG. Совокупный объем доставок у участников опроса увеличился на 27% в марте (после спада в первой половине января), что сопровождалось ростом месячной выручки на 18%.

Средний чек заказа — 15–19 тыс. руб. Средний объем продаж на одного клиента снизился на 3%. Это указывает на расширение клиентской базы и рост количества мелких заказов, что увеличивает нагрузку на доставку.

Наиболее загруженными днями недели для поставок оказались вторник–четверг — на них приходится пиковое число рейсов. На выходные объемы поставок заметно падают. Это связано с графиком работы магазинов: обычно пополнение полок планируется в начале и середине недели, а к выходным поставки сокращаются.

В исследовании приняли участие свыше 500 компаний-дистрибьюторов и производителей FMCG-продукции по всей России.

Ранее Sostav рассказал, как выжить российскому FMCG в 2025 году.