В России предложили ограничить трудоустройство выпускников: что будет с рынком труда
МГУ – за список профессий Ректор МГУ Виктор Садовничий считает, что в дипломе выпускники российского вуза стоит указывать список доступных для работы профессий. По его словам, речь идет о тех сферах, в которых будет «иметь право работать» молодой специалист. Садовничий уверен, что такая детализация позволит ограничить возможности выпускников в плане их трудоустройства, что особенно актуально сейчас, когда государство нуждается в профессионалах определенных отраслей. Садовничий также призвал Российский Союз ректоров к «развитию непрерывного образования по модели школа – университет – работодатель» и подчеркнул, что вузы должны стать одними из ключевых исполнителей задачи достижения глобального технологического лидерства России, поставленной президентом. Например, чтобы выпускник технического вуза шел работать по специальности, а не в службу доставки или такси, где зарплаты порой превышают ставки на заводах. Корреспондент «ФедералПресс» опросил экспертов о том, как они относятся к такой инициативе. Поддержат ли в Госдуме Садовничьего? По словам члена думского комитета по просвещению Анатолия Вассермана, говорить, найдет ли такое предложение отклик у законодателей, пока рано – его необходимо для начала сформулировать как конкретную инициативу, считает депутат. Однако Вассерман согласился с тем, что это предложение своевременное и законодатели будут готовы его рассмотреть. «У всех депутатов всегда разные мнения. Для этого и нужна Дума, чтобы обсуждать разные мнения. Но лично я думаю, что это целесообразно», – сказал депутат «ФедералПресс». Он пояснил, что сейчас появилось очень много учебных дисциплин «с очень расплывчатыми формулировками». Однако ограничивать доступ к работе только на основании диплома не стоит, отмечает Вассерман. «Не исключаю, что работодателям может быть непонятно, что могут делать такие специалисты. Но надо иметь в виду, что люди учатся и самостоятельно. Человек может доучиться чему-то такому, что не вполне однозначно соответствует записи в его дипломе», – пояснил Анатолий Вассерман. Что думают преподаватели? Мнения опрошенных корреспондентом преподавателей разошлись. Заслуженный учитель Российской Федерации Евгений Ямбург считает, что в предложении Садовничего есть смысл, поскольку даже в рамках одной специальности, но в разных вузах у специалистов может быть разная подготовка. Например, выпускник одного учебного заведения по специальности «математика и информатика» может работать программистом. А человек, получивший такой же диплом в специализированном вузе, может еще и преподавать эту же дисциплину, если у него в программе обучения были еще психология и педагогика. Заведующий ПУЛ «Центр предпринимательства» ВШБ НИУ ВШЭ Игорь Строганов считает, что у этой идеи есть плюсы и ряд вполне очевидных минусов. Из плюсов – при всем разнообразии современного рынка труда зачастую не очень понятно, под что «заточен» юный специалист, где ему найти применение. «Узким специализациям, связанным со специфическими профессиями, будет, скорее всего, проще найти работу сразу после вуза, так как автоматизированные системы подбора кадров смогут сразу по определенным тегам искать для таких выпускников возможности на рынке труда», – пояснил Строганов достоинства такого подхода. При этом он напомнил о временах перестройки, когда многие профессионалы внезапно оказались невостребованными, и подчеркнул, что зажимать людей в рамках одной профессии не стоит. «Опыт РФ с 1991 года показывает, что за исключением профессий вроде врача, требующих жестко узкопрофильного образования, рынок труда очень гибок и люди, учась на лингвиста, вполне находят себя в юридической или экономической сфере, геммологи преподают менеджмент, а политологи и экономисты занимаются всем остальным», – подчеркнул преподаватель. Кроме того, многие фирмы не смотрят на диплом, они интересуются навыками, знаниями, возможностями сотрудника. «Да и взять общие специализации вроде менеджмента: что, писать в дипломе «разрешено работать везде»? А тогда зачем вообще эта графа? Я скорее соглашусь с тем, что предлагается модель непрерывного образования, тот самый прикладной бакалавриат и заточенность учащегося под определенную отрасль, сферу деятельности уже со школы», – считает Игорь Строганов. Он заключил, что в мире постоянно конфликтует реальная потребность в кадрах с престижем той или иной профессии, в связи с чем у нас до сих пор «безумный конкурс на престижные профессии», а желающих «работать руками и получать за это даже конкурентные зарплаты – пока еще очень немного». Фото: ФедералПресс / Елена Сычева