«Вытащить» из карманов россиян? Как повышение цен на продукты защищает бизнес от банкротства
Позади Зимбабве и Нигерии
Итак, темпы роста натуральных продаж продуктов питания по итогам января - марта сократились более чем в три раза по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Это связано в том числе с инфляцией, которая может оказаться наиболее чувствительной для потребителей плодоовощной продукции, рыбы и морепродуктов. Снижение темпов роста спроса, как предупреждает «Коммерсантъ», может вынудить производителей «заморозить» запуск новых инвестиционных проектов.
Продажи продуктов питания в натуральном выражении за первые три месяца нынешнего года увеличились на 2,1% год. При этом, как подсчитали в аналитической компании Ntech, темпы роста существенно замедлились. Так, в первом квартале прошлого года аналогичный прирост составлял 6,8%, во втором - 6%, в третьем - 7,8%, в четвертом - 5,2%. Натуральные продажи продуктов питания в офлайн- и онлайн-каналах в первом квартале выросли на 4,4% (в январе-марте 2024 года показатель оценивался в 10,2%).
Проще говоря, люди стали экономить на самом необходимом - еде, что, впрочем, неудивительно. По данным Росстата, годовая продуктовая инфляция составила 12,7%. При этом показатели реальной потребительской инфляции находятся, как правило, вдвое выше официальных оценок. Это показывают исследования по кассовым чекам - реальных трат людей в магазинах.
Многие покупатели стали заранее просчитывать свои покупки
Больнее всего рост цен бьет по социально незащищенным слоям населения. Так называемая «инфляция для бедных», по экспертным оценкам, превысила 20%. Речь идет о минимальном наборе повседневных продуктов, которые даже малоимущие не могут исключить из рациона, а цены на них, как правило, постоянно растут. Взять, к примеру, картофель, стоимость которого в российских магазинах взлетела буквально до небес (за год подорожал почти в три раза).
Это же относится к луку, моркови, капусте и свекле. Без этого «борщевого набора» (без мяса, заметьте) мало кому из россиян обойтись, однако и он становится по карману далеко не всем жителям РФ. Что касается мяса, рыбы, конфет и даже печенья, скоро все это для многих россиян может стать настоящим деликатесом, предупреждают эксперты.
Всеобщее подорожание, как пишет RTVI, имеет под собой вполне объективную рукотворную основу: «дикий» рост ключевой ставки Центробанка (за полтора года с 7,5 до 21%). Примечательно, что по уровню ключевой ставки Россия находится на восьмом месте в мире, впереди нас - Зимбабве, Нигерия, Гана и ряд других стран. Высокая ставка означает заоблачные кредиты для бизнеса, производителей - под 30% и выше.
Продукты первой необходимости могут стать многим недоступными
Поможет ли сезонное снижение цен?
Если предприятия берут кредиты по «грабительским» ставкам, то, конечно, закладывают свои расходы в цену товара, по сути, «вытаскивая» деньги из карманов граждан. Как же сдержать цены? Этим резонным вопросом, безусловно, задаются многие наши читатели. Ответ, как полагают некоторые экономисты, состоит из трех частей. Первая – дешевые кредиты бизнесу; вторая – развитие конкуренции; третья – вмешательство государства.
«Государство сейчас устами профильных чиновников уповает на сезонное снижение цен, - в беседе с RTVI поделился Сергей Миронов, руководитель фракции партии «Справедливая Россия – За правду» в Госдуме. - Мол, в июле пойдет своя картошка, яблоки-груши - цены снизятся. Правда, следует учитывать, что с июля еще подоспеет и «драконовское» повышение тарифов ЖКХ, которое бизнес тоже заложит в цены, так что заметного снижения может и не быть. Но если и будет, то на сезонные продукты и ненадолго».
А что дальше? Цены снова «полетят в космос»? Как считает политик, «не нужно уповать на сезон, погоду и якобы бездонные карманы граждан». Необходимы системные меры поддержки производства и населения - государственное регулирование рынка. Нужно ограничить наценки на основные продукты питания во всех магазинах. Они должны составлять не более 15% к отпускной цене производителя.
Далее. Нужно снизить НДС на социально значимые товары до 5%, а на продукты вообще до 0%. Кроме того, не обойтись без госрегулирования рынка сельхозпродукции. Причем, поддержку нужно оказывать не только крупным агрохолдингам, но и средним компаниям, а также фермерам. За последние пять лет, как сообщил Миронов, в России закрылось около 35 тысяч крестьянско-фермерских хозяйств. Причины – банальные (нет прибылей, ресурсов, дешевых кредитов и доступа на рынок).
Миронов призывает не уповать на сезонное снижение цен
Помимо механизмов госрегулирования, нужно вводить и срочные прямые меры соцподдержки. Не секрет, что пенсии и пособия не успевают за реальным ростом цен даже при повышенной индексации. Поэтому необходимо пересматривать уровень выплат, индексировать их ежеквартально с учетом реальной потребительской инфляции. Малоимущим гражданам с доходами ниже прожиточного минимума нужно оказывать прямую помощь, подчеркнул Сергей Миронов.
А вы, уважаемые читатели, тоже стали экономить на продуктах первой необходимости? От чего, интересно, вы сможете отказаться в первую очередь при очередном повышении цен, когда в кошельках при этом финансы начнут петь романсы, - от чипсов с икрой или картофеля со свеклой?!