РСПП назвал главной проблемой бизнеса падение спроса

Бизнес ощутил на себе охлаждение экономики, о котором заявляет ЦБ. Снижение спроса стало основным ограничением для компаний в начале года. В первом квартале с этим столкнулись почти 40% предприятий, сообщает Forbes со ссылкой на опрос РСПП. Мы решили спросить у представителей бизнеса из разных отраслей, что у них происходит со спросом.

РСПП назвал главной проблемой бизнеса падение спроса
© BFM.RU

Руководитель компании по продаже инженерной сантехники «Мастерпроф» Павел Брун:

«Мы столкнулись с падением спроса, думаю, как и большинство компаний в России малого и среднего бизнеса, 99% наших клиентов — сетевые магазины большие, строительные магазины. Часть нашего бизнеса связана с тем, что мы внимательно отслеживаем динамику спроса, потому что нам это крайне важно, чтобы формировать свои запасы на складе, поэтому мы внимательно следим за динамикой продаж в штуках год к году по разным сетям, и по всем сетям мы наблюдаем падение по нашему отделу инженерной сантехники. Мы видим, что люди стали покупать меньше, падение спроса наблюдается от 5% до 15% по разным сетям, для нас это малоприятно. Во многом мы это связываем с той политикой ЦБ, которая сейчас ведется. Те высокие ставки, которые мы имеем, они, с одной стороны, ограничивают предприятия в кредитовании. Очень многие предприятия, которые кредитовались, у них кредитные линии закончились по низким ставкам, и они вынуждены были перейти на более высокие ставки, соответственно, это по ним сильно ударило, по их финансовым возможностям. С другой стороны, высокие ставки по вкладам убрали всю наличность из оборота, конечные потребители вложились именно туда, чтобы получить дополнительную прибыль и, как я считаю, отложить во многом ремонт, который хотели или могли бы сделать в помещении у себя». Предприниматель, ресторатор Дмитрий Азаров:

«У меня есть два направления бизнеса основных: ресторанный — рестораны-сыроварни, которые федеральную статистику показывают достаточно хорошую, и розничный, косметика. И там и там мы наблюдаем некое снижение спроса, сыроварни — все-таки меньше, это более устойчивый проект. В косметике, в рознице несколько больше. Думаю, что это имеет объективные причины, в первую очередь снижение темпов развития экономики, которое мы наблюдаем в этом году в первом квартале, а в прошлом году был рост довольно неплохой. Второй драйвер, который влияет на это сильно, — высокие ставки по депозитам. Я думаю, что многие потенциальные покупатели, пользователи, клиенты просто немножко затянули пояса, разместили деньги на депозитах, пока это позволяет рыночная ситуация. Думаю, что эти два фактора сыграют решающую роль. Но что с этим делать? Наверное, никаких революционных методов я не предложу: снижать расходы, улучшать качество обслуживания, какие-то тренинги проводить по более активным продажам, продвижению и так далее. Тут ничего другого не придумать». Гендиректор компании «Оптималог» Георгий Властопуло:

«Мы столкнулись с падением объема продаж, примерно мы фиксируем в среднем 20-25% в зависимости от месяца, но год к году там прямо хорошие минус 25%. Мы опрашиваем наших клиентов, с чем связано у них падение продаж, и везде получаем один ответ: нет спроса. Склады загружены, не можем распродать то, что было куплено, учитывая, что 70% импорта — азиатский, срок доставки примерно два-три месяца от момента оплаты до момента поставки в РФ. Можно предположить, что все эти товары были куплены еще по высокому курсу конца декабря — начала января, и себестоимость этого товара достаточно высокая и в общем не коррелирует с текущим курсом юаня, поэтому все жалуются на загруженность складов. Падение спроса у клиентов мы отмечаем от минус 15% до минус 80%. Значительная часть клиентов-импортеров жила за счет овердрафтов, которые использовались под таможенные платежи либо под срочные закупки товаров, буквально на один-полтора месяца, где-то на две недели, где-то разрывы до двух месяцев доходили. Сейчас они отказались от овердрафтов, пытаясь снизить кредитную нагрузку, которая просто пожирает операционную прибыль. Сегодня я был на встрече с крупнейшим импортером станков в России, то же самое — сокращение, урезание, каким-то образом думают, как оптимизировать косты, операционные процессы, операционную деятельность, чтобы справиться с серьезными сложностями. И это наблюдается везде, автомобильный рынок — то же самое, клиенты, которые поставляют автомобили, запчасти, — ничего не можем продать, потому что автокредитов нет и так далее».

Ранее глава ЦБ Эльвира Набиуллина заявляла об охлаждении экономики, что, по ее словам, стало следствием высокой ключевой ставки. В эту пятницу, 6 июня, состоится очередное заседание совета директоров Банка России по ставке. Большинство опрошенных РБК аналитиков считают, что ставка останется неизменной, на уровне 21%. Регулятор может изменить сигнал, но смягчать политику начнет позже.

Росстат опубликовал новые данные по экономике. Недельная инфляция с 27 мая по 2 июня составила 0,05%, сократившись на одну сотую по сравнению с предыдущей неделей. В свою очередь, Минэкономразвития сообщило, что рост годового ВВП в апреле ускорился до 1,9% после 1,1% в марте.