В российских магазинах продавцы начали спрашивать покупателей, нужен ли им чек, в 2022 году, когда магазины столкнулись с неожиданными перебоями в поставках кассовой ленты.
Об этом рассказала кандидат юридических наук Ирина Сивакова, сообщает ИА DEITA.RU.
Тогда Федеральная налоговая служба России официально заявила, что продавцов временно не будут штрафовать за невыдачу кассового чека, поскольку проблема возникала повсеместно.
Прошло уже три года, и проблемы с поставками кассовой ленты были решены — однако вопрос о необходимости чека на кассе по-прежнему звучит.
Недавно ФНС вновь подняла эту тему, опубликовав интересные разъяснения. Оказывается, даже сам вопрос покупателю о том, нужен ли ему кассовый чек, является незаконным — и продавцу грозит штраф от 5 до 10 тысяч рублей за подобное действие.
Дело в том, что действующие нормы обязывают продавца выдать покупателю кассовый чек в любом случае: как в бумажном виде, так и в электронном — отправив его на указанный покупателем адрес электронной почты или номер мобильного телефона.
Это необходимо делать независимо от того, хочет ли покупатель получить чек или нет. Поэтому даже если покупатель отказывается, продавец обязан пробить чек и обеспечить его получение, например, положив в специальный лоток для сдачи наличных.
Утилизировать чек можно только в случае добровольного отказа покупателя от его получения. Единственный допустимый случай невыдачи бумажного чека — когда покупатель заранее сообщил кассиру свой e-mail или номер телефона и согласился получить чек в электронном виде.
Таким образом, если на кассе вам задают вопрос «Вам нужен чек?», знайте — этот вопрос неправомерен. Чек должен быть пробит обязательно под угрозой штрафа до 10 тысяч рублей.