В России с 1 июня усиливается защита от аферистов

Борьба с кибермошенниками набирает обороты. С 1 июня вступает в силу целая плеяда законов, которая должна защитить россиян от аферистов. Один из них усложняет снятие самозапрета на кредиты — услугу ввели в марте этого года, и на сегодняшний день ею воспользовались уже 11 млн человек. Теперь снять самозапрет можно только с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи. Период «охлаждения» на установление и снятие самозапрета остается тем же — через день после подачи заявления на «Госуслугах» и через два дня после подачи заявления в МФЦ. Еще одна мера — запрет банкам, госорганам, операторам связи, интернет-магазинам общаться с клиентами через иностранные мессенджеры — а именно Telegram и WhatsApp (принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещенной в России). Поэтому любые звонки от их имени через эти приложения однозначно стоит рассматривать как мошеннические. Наконец, СМС с кодом доступа от «Госуслуг» не будут приходить во время звонка. Это должно заставить человека, попавшего под влияние мошенника, прекратить диалог и, таким образом, дать ему возможность одуматься и осмыслить свои действия.

В России с 1 июня усиливается защита от аферистов
© BFM.RU

Комментирует эксперт по информационной безопасности, генеральный директор Phishman Алексей Горелкин:

Алексей Горелкин эксперт по информационной безопасности, гендиректор Phishman «Это неплохая инициатива. И правда, злоумышленники удерживают жертв максимально долго, чтобы с ними говорить. Но они не всегда звонят с использованием мобильной сети — они могут звонить через мессенджеры, и тогда эта схема уже не будет работать, поэтому СМС, конечно, будут приходить. Затея неплохая, но она отсекает лишь часть инструментария злоумышленников. Либо же, если мы говорим о том, чтобы повесить трубку и перезвонить, это, может быть, усложнит схемы для мошенников, но стопроцентной панацеей не станет. Нюанс в том, что реально мы теряем большие деньги из-за того, что работают мошенники. И сейчас различные структуры, организации, даже частные банки пробуют предпринимать действия, чтобы усложнить жизнь злоумышленникам, но не хватает координации этих действий с мобильными операторами, с операторами связи в целом — не только телефонной, но и интернет-связи. Ну и конечно, нужна работа с культурой — рассказывать людям, как работают мошенники, что они делают. Но делать это нужно в простом стиле типа: «Не сообщай код из СМС», потому что злоумышленники просто скажут: «Ничего не сообщай, а просто введи его». Это мы уже видели с банковскими картами — когда жертвы просто вводили нужные цифры. А сейчас их просят самих снять деньги и передать курьеру».

Впрочем, недавно глава Минцифры Максут Шадаев сообщил, что ведомство рассматривает отказ от смены пароля «Госуслуг» через СМС. Сделать это можно будет через банковское или другое доверенное приложение, через МФЦ или с использованием биометрии.