Госдума и Ретейлеры: перекрёсток законов и экономики платформ
В правительстве уверены, что текущая версия законопроекта об онлайн-платформах уже учитывает интересы предпринимательства. Закон о платформенной экономике был подготовлен правительством достаточно давно и направлен в Государственную думу. Однако его до сих пор не приняли, так как рыночные тенденции изменяются быстрее, чем текст законопроекта успевает за ними. Эксперт Института фундаментальных проблем социо-гуманитарных наук НИЯУ МИФИ Яков Якубович поделился с RuNews24.ru своим мнением по этому поводу.
Очевидно маркетплейса находится в настоящее время в более выгодном рыночным положении, чем традиционный ритейл. Этим и продиктованные просьбы ритейлеров внести соответствующие поправки в законопроект о платформенной экономике.
«Логика достаточно проста, с точки зрения ритейла, его издержки на проверку маркировки следует перенести и на маркетплейсы, чтобы поставить в равное положение всех участников рынка. При этом традиционный Ритейл несёт не только издержки на проверку маркировки, Но и на аренду и содердание помещений, а логистические затраты и затраты на персонал соизмеримы с аналогичными у маркетплейсов. При этом традиционный Ритейл социально значим на удалённых и малых территориях. Содержание таких точек делают его экономически менее выгодным. Основной доход приносит розничные точки в местах концентрации населения. Здесь в качестве конкурентов для них выступают маркетплейсы», - считает эксперт Якубович.
«Что касается алкоголя лично моё мнение, что следует законодателю задуматься вообще о выделении точек продажи алкоголя в отдельный сегмент, как это сделано скажем в Турции», - продолжил эксперт.
Причины опять же понятно точка государство уже который год делает попытки сократить количество потребления алкоголя для обеспечения популяризации здорового образа жизни. «Цели опять же очевидны: повышение качества человеческого капитала, увеличение продолжительности и повышение качества жизни, с одновременной разгрузкой системы здравоохранения. Лично у меня уже несколько одноклассников погибли от заболеваний, вызванных чрезмерным употребления алкоголя. А это сорокалетние парни (плюс-минус)», - поделился эксперт.
В этой связи меры государства, направленные на ограничения потребления алкоголя целесообразны и понятны. «Поэтому, нужно не просто ограничивать продажу алкоголя на маркетплейсах через биометрию, хоть тушкой, хоть чучелком. А вообще думать о выделении точек по продаже алкоголя в отдельные розничные сегменты. При этом не стоит перегибать палку, как это сделано, например, в Вологодской области И спровоцировала не только серый рынок алкоголя, Но и недополучение акцизов и налогов в бюджеты».
А это всегда обратная сторона разного рода государственного регулирования.
С другой стороны, мир меняется, меняются потребительские привычки и Ритейл также должен ориентироваться на перестроение своих операционных моделей.
К примеру, есть сегмент рынка непродовольственных товаров, где традиционный Ритейл всё равно будет незаменим - это премиальный сегмент одежды.
В то же время регулирование рынка должно приводить не к увеличению затрат отдельных его участников, что неизбежно скажется на ценах и кошельке потребителя, а к оптимизации цепочек осталось и операционных моделей.