Пенсионная система: Есть ли способ обеспечить достойные выплаты по старости? Есть!

Пенсии по старости, а также в трудных жизненных ситуациях, гарантируются россиянам ст. 39 Конституции РФ и устанавливаются законом. Об этом напомнил председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас в ходе внезапно вспыхнувшей общественной дискуссии об оказе от пенсий в пользу деторождения, которую он назвал «бурной и слишком уж эмоциональной».

Пенсионная система: Есть ли способ обеспечить достойные выплаты по старости? Есть!
© Свободная пресса

Клишас — не просто сенатор и глава профильного комитета, но и соавтор поправок в Конституцию 2020 года, которыми были «обнулены» президентские сроки. Он - творец нынешней политической стабильности, без всякой иронии «особа, приближенная к императору». Профессиональное мнение такого человека дорогого стоит. Бывший Пенсионный, а ныне Социальный фонд мог бы высечь его слова на камне. Или отлить в бронзе.

Похожей позиции придерживаются и в нижней палате Федерального собрания. В основу будущей пенсии ложится исключительно трудовая деятельность, а ни социальный статус или количество детей. Иначе это очень похоже на родовое общество, от которого страна давно далеко ушла, подчеркнула член комитета Госдумы о труду, соцполитике и делам ветеранов Светланы Бессараб.

Законодатели таким образом солидаризовалась с мнением большинства россиян. Согласно опросу радиостанции «Москва FM», 87% аудитории выступили против отмены пенсий. Поддержали идею лишь 4% респондентов. Близкие цифры в своём тг-канале получил политик Олег Царёв: 91% назвали отказ от пенсий «очередным грабежом», поддержали грабёж — 3%. Ясно, что при таком раскладе вводить новацию просто опасно.

Фронтменом идеи отказа от пенсий выступил на днях бизнесмен и общественный деятель Константин Малофеев: «Почему бы не объявить, что пенсионные взносы в Социальный фонд прекратят собирать через 10 лет, а граждан, например, начиная с 1995 года рождения не ждёт государственная пенсия вообще? Пусть сами в свои 30 лет решают, копить им деньги или рожать детей, которые не оставят их в старости».

Олигарх усматривает прямую связь между пенсиями и числом детей. Мол, в имперские времена в России на одну женщину приходилось по семеро детей, а пенсии почти никому не платили. Большевики же, установив выплаты по старости и мобилизовав женщин на труд, якобы подпортили демографию. А нынешние либеральные порядки - ориентация на карьеру, личную свободу женщин - и вовсе привели к демографическому спаду.

Концепция Малофеева пока не детализирована и потому неясно, все ли существующие в стране пенсии он хотел бы отменить (ещё есть по болезни, по инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей). Как, например, предполагается поступить с силовиками, выплаты которым по выслуге лет, аналогичны выплатам по старости для гражданских. Полицейских, чекистов, военных тоже лишить пенсий?

Предлагаемая России архаизация социальных практик противоречит не только закону, но и духу современности. Россия, конечно, не родина Вольтера, но и здесь государство — вовсе не отец родной (хочу - казню, хочу — милую, хочу - плачу пенсию, а не захочу — отберу), а регулятор процесса сбережения гражданами своих собственных(!) накоплений на старость и гарант их сохранности.

Неясно также, почему отмена пенсий должна привести к взрыву рождаемости. Потому что так было в XIX веке? Но можно ли фарш провернуть назад? Современная семья, задумываясь о детях, рассчитывает на финансовую и социальную стабильность. Отмена пенсий лишь усилит тревожность, породит страх экономической несостоятельности. В таких нервных условиях «рожалка», как говорят чиновники, может и не сработать.

Это не значит, что материальные стимулы, которые сейчас усиленно предлагаются разными депутатами (в надежде продемонстрировать начальству свою полезность?) автоматически ведут к росту демографии. Падение рождаемости замечено почти во всех странах - богатых и не очень, стимулирующих родителей или плывущих по течению, и явно связано с новыми глобальными трендами. А значит, пенсии тут не причем.

Вместо продуцирования людоедских схем было бы полезнее обратиться к обычной человеческой морали, почти повсеместно, у всех народов, считающей заботу о стариках делом правильным и богоугодным. «Народ, который не уважает старших, никогда не станет великим», говорил Конфуций. Тот самый, чьё учение лежит в основе мироощущения новой сверхдержавы — Китая.

Эксперименты с лишением пенсий опасны для устойчивости страны. Не секрет, что опорой сложившейся в РФ политической системы являются десятки миллионов бюджетников, так ценящих стабильность, пусть небольшую, но гарантированную зарплату и несколько лет заслуженного отдыха от трудов под конец жизни. Лишить их этого? И как они после этого проголосуют?

Вот почему российское государство вряд ли станет прислушиваться к революционным идеям олигарха и вместо этого продолжит эволюционно развивать имеющуюся пенсионную систему. В том числе, исправляя негативные последствия последней реформы, когда стараниями либерального лобби, действующего по рекомендациям МВФ, на пять лет был повышен пенсионный возраст.

Годы вряд ли вернёшь, иллюзий нет, но исполнить обещание довести пенсии до человеческого уровня можно. Отчасти это сделано в предыдущие годы. В 2025 году году страховые пенсии тоже проиндексированы - на 9,5% (дождались, наконец, и работающие пенсионеры), пенсии федеральных льготников - на 4,5%, социальные - 14,5%. Впереди, в октябре, последняя индексации - на 4,5% военным пенсионерам.

Регулярная индексация несколько смягчила недовольство россиян последствиями пенсионной реформы. Хотя денег много не бывает. Многие завидуют бывшим военным, чья средняя пенсия сейчас составляет 41 тысячу рублей против 24 тысяч рублей у гражданских. Почти в два раза больше! Вот бы такую пенсию имели бы все россияне. Горя бы не знали. Что если пенсионную систему начать развивать именно в эту сторону?

Вместе со страной, разумеется. Тем более международная обстановка даёт для этого все шансы. Процессы, происходящие в Европе, невиданный рост военного бюджета ЕС до 800 млрд евро, создание совместно с Украиной специального военного фонда в 150 млрд евро, увеличение доли ВВП, направляемой на нужды НАТО, ясно показывает какое будущее ожидает Россию. Страна вступает в эпоху, когда надо быть готовыми к войне.

Уже запланированного увеличения числа военнослужащих до 1,5 млн человек может оказаться недостаточно. Придётся набирать дополнительно. Лучше из низов общества, где авантюристов больше. Переток россиян из гражданского сектора в армию автоматически увеличит число будущих военных пенсионеров с весьма «жирной» пенсией, улучшит положение их семей и снизит число нищих, перебивающихся пенсией социальной.

По закону для того, чтобы получить право на военную пенсию, нужно отслужить не менее 20 лет. Как раз те самые 20 лет, которые Россия готова сражаться с Украиной, как когда-то со Швецией при Петре I. Об этом рассказывал Мединский на переговорах в Стамбуле. Расширив буферную зону до польской границы боец русской армии с чистой совестью выйдет на военную пенсию. А к ней можно ещё и гражданскую заработать.

Увеличение армии неизбежно потребует форсированного развития ВПК. Новобранцев нужно оснастить, вооружить. А это означает высокие зарплаты — явление, которое наблюдается уже сейчас (на Урале коммерсанты плачут, что военные заводы сманили у них весь персонал). То же верно и для «обычной», не военной, но важной для технологического развития страны обрабатывающей промышленности.

Умная милитаризация потащит за собой всю экономику, привьёт вкус к инновациям (не чубайсовским, а настоящим), изобретательству, повысит отдачу труда и эффективность производства и сделает высокие заработки нормой, а не исключением. Большие зарплаты и премии обернутся многими дополнительными пенсионными баллами, а они в свою очередь высокими выплатами в старости.

Нечто подобное, было в СССР после Великой Отечественной войны. Военное сословие было в чести и почёте и получало за свой подвиг хорошие деньги. Пока Хрущёв, желавший сэкономить, не срезал им довольствие и не сократил армию, за что в итоге и поплатился. Тогда у главного вивисектора нашлись наверху сторонники, ведь речь шла о послевоенном переходе страны на мирные рельсы. Сейчас — всё наоборот.

промо изображение