Эксперты рассказали, как исправить ошибку в электронном медицинском полисе
В конце прошлого года россиянам предоставили возможность перейти на цифровой полис ОМС. Это привело и к тому, что пациенты начали находить ошибки в своих учетных записях. Эксперты ОМС объяснили, как поступать держателям полисов ОМС, если в учетную запись этого документа вкралась неверная или устаревшая информация.

Перешли на цифру
Теперь все граждане РФ могут обзавестись не бумажным или пластиковым, а электронным медицинским полисом. Такой документ легко оформить, просто получить, и невозможно потерять. В общем, это удобно и практично.
Такая возможность появилась благодаря внедрению Единого федерального регистра застрахованных лиц, который ведёт персонифицированный учёт сведений о таких гражданах, и об оказанной им медицинской помощи в системе ОМС. Каждая учетная запись регистра формируется на основе обмена информацией между различными ведомствами. Переход на цифровой полис ОМС должен произойти не одномоментно, Правительство РФ установило для этого переходный период, в течение которого должна произойти отработка всех технологий этого процесса. Но без накладок не обошлось. По сведениям Всероссийского союза страховщиков, в ходе информационно обмена нередко выявляются ошибки и неточности в учетных записях. «Страховые компании зафиксировали около 30 тысяч случаев несоответствия в сведениях о гражданах и застрахованных лицах», - говорит вице-президент ВСС Роман Щеглеватых.
Не повод для отказа
По закону все граждане РФ являются застрахованными в рамках программы обязательного медицинского страхования, и соответственно, при наличии у них полиса ОМС имеют помощь на получение бесплатной гарантированной государством медицинской помощи. Сотрудники Федерального фонда ОМС разъяснили, что технические ошибки в учетной записи не означают, что полис ОМС у гражданина в таком случае будет аннулирован. Соответственно, и отказать в медицинской помощи ему не имеют права. Как пояснили в ведомстве, для гражданина России полис ОМС может быть аннулирован только в двух случаях: если застрахованный умер или был лишен гражданства Российской Федерации. А для иностранных граждан поводом для аннулирования полиса ОМС могут быть только три ситуации: истечение срока разрешения на временное пребывание в нашей стране, лишение статуса беженца, или аннулирование вида на жительство. Во всех остальных случаях никаких ограничений на получение всех видов медицинской помощи, оказываемых в рамках ОМС, не предусмотрено, и застрахованный имеет право на получение такой помощи в полном объеме.
Тем не менее, обнаруженные ошибки в учетной записи, конечно же, должны быть устранены, и как можно скорее. Наличие актуальных и корректных данных полиса ОМС имеет большое практическое значение. «Это основа для идентификации застрахованного лица, - поясняет советник директора страховой медицинской организации Михаил Пушков - Отсутствие ошибок в данных полиса необходимо страховщикам для совершения всех действий, связанных с учётом и оплатой оказанной медицинской помощи».
Откуда берутся ошибки в полисе
Люди меняют место жительства и адрес регистрации, или взрослеют, и меняют паспорта по возрасту, а также заводят семьи, и меняют фамилии, или вдруг решают изменить собственное имя, или происходит что-то еще, о чем они не всегда спешат извещать страховые медицинские компании. Но актуальность информации, хранящейся в Едином регистре застрахованных лиц, крайне важна. «В таких случаях у одного и того же гражданина могут появиться несколько вариантов идентифицирующих данных – так называемые «дублей», - поясняет Пушков. - В таких случаях при обращении гражданина за медицинской помощью у него могут возникать проблемы. Например, при предъявлении полиса ОМС, паспорта такого гражданина не смогут однозначно идентифицировать». Порой «дубли» не видны операторам в поликлиниках. Сейчас эти вопросы оперативно решаются страховщиками не по запросу, а самостоятельно. «Все страховые медицинские организации сегодня сами активно выявляют «дубли». После этого они оперативно связываются с застрахованными лицам, и приглашают их в офисы для уточнения информации», - говорит эксперт.
Что делать пациенту
Чтобы не столкнуться с проблемами в получении медицинской помощи, важно убедиться в корректности данных своей учетной записи в Едином регистре застрахованных лиц. Чаще всего об ошибке свидетельствуют определенные проблемы, которые можно заметить на портале «Госуслуги». В частности, заподозрить ошибку в учетной записи можно если на портале застрахованный:
- не видит номер своего полиса ОМС у себя в личном кабинете,
- при обращении за цифровым полисом получает уведомление, что, например, выдача полиса приостановлена, или что данные цифрового документа не соответствуют бумажному или пластиковому носителю.
Как правило, такие ошибки возникают при изменении персональных данных держателя полиса или из-за изменения или паспортных данных, возникших в связи со сменой регистрации или замены документов, подтверждающих личность в силу достижения определенного возраста (как известно, в РФ - это 14, 20 и 45 лет).
Обо всех этих изменениях застрахованный должен известить свою страховую медицинскую компанию, не дожидаясь, пока она сделает это сама.
К сожалению, на портале Госуслуг внести изменения гражданину самому нельзя, надо обратиться в СМО.
Поэтому застрахованному необходимо лично обратиться в компанию, выдавшую ему полис ОМС, или отправить запрос через платформу обратной связи на портале «Госуслуги», либо обратиться в территориальный фонд ОМС. После этого корректировка будет произведена в кратчайшие сроки, и в реестре появится уже актуальная информация.