Юрист Хаминский выступил за закон о запрете продажи контрафакта на маркетплейсах
В последние годы за счет возможностей онлайн-платформ предприниматели нарастили свою активность и получили куда более широкий доступ к потребителям.
Однако этот же доступ получили и недобросовестные компании, которые, пользуясь льготами, не просто уклоняются от налогов, но и демпингуют за счет нелегального ввоза некачественного товара или откровенного контрафакта. Очевидно, что такие компании не заинтересованы ни в повышении уровня производства, ни в цифровизации.
Вопросы правового регулирования деятельности маркетплейсов в части торговли контрафактом назрели уже достаточно давно, считает руководитель Центра правопорядка в г. Москве и Московской области Александр Хаминский.
"Только за период с 2020 года объем интернет-торговли вырос в три раза, и текущая нормативная база уже не соответствует сложившимся отношениям в данной сфере. Сами маркетплейсы стараются максимально дистанцироваться от ответственности за продажу как контрафактного и фальсифицированного, так и откровенно некачественного товара. Сфера электронной розничной торговли требует именно установления четких правил, связанных с контролем и надзором, с недопущением реализации контрафакта и фальсификата.
Следует признать, что на сегодняшний день сами маркетплейсы, обладая мощными логистическими возможностями, являются продавцами контрафактных и фальсифицированных товаров (спортивная одежда, обувь и т.д.), выдаваемых за продукцию известных мировых брендов.
Контроль за происхождением товаров маркетплейсами практически не ведется, а если и ведется, то носит крайне формальный характер", - подчеркивает юрист.
Зачастую продажу таких товаров осуществляют фирмы-однодневки и индивидуальные предприниматели, которые прекращают свою деятельность после реализации значительных партий фальсификата.
Применение УСН во многом освобождает таких продавцов от необходимости подтверждать происхождение товаров. А упрощенные процедуры маркировки позволяют вводить в оборот нелегальный товар.
При этом сами маркетплейсы от своего имени зачастую реализуют крупные партии товара известных мировых брендов, ушедших с российского рынка.
'На цифровые платформы необходимо возложить обязанность по недопущению продажи контрафактных товаров. Закон и принятые во исполнение подзаконные акты должны устанавливать конкретные функции, которые обязаны реализовывать цифровые платформы, установить критерии их деятельности в указанной сфере, прописать механизмы реализации", - уточнил юрист.