Программу льготного кредитования могут расширить на семьи с детьми уже в апреле

Программу льготного автокредита планируют вновь расширить на семьи с детьми. Произойти это может, как сообщил глава АвтоВАЗа Максим Соколов на презентации новой модели концерна в Тольятти, до конца апреля. Такая мера уже была предусмотрена в поддержке, но в 2023 году правительство ее сократило, сделав более адресной.

Программу льготного кредитования могут расширить на семьи с детьми уже в апреле
© Российская газета

Сейчас льготный автокредит могут взять медработники, учителя (в госорганизациях), люди с инвалидностью, участники СВО и члены их семей. Также под программу попадают покупатели электромобилей. Еще одна льготная категория - семьи с несовершеннолетним ребенком, которые зарегистрированы и проживают на территории Дальневосточного федерального округа. До 2023 года она распространялась и на другие регионы.

"Такая мера уже была в поддержке, потом она была сокращена. Сейчас мы предлагаем ее снова возобновить", - сказал Максим Соколов. Он добавил, что обсуждение этого вопроса правительством и минпромторгом уже находится в завершающей стадии. "Поэтому полагаю, что до конца апреля мы увидим, что эта мера заработала", - добавил Соколов.

При этом глава Минпромторга Антон Алиханов отметил на презентации в Тольятти, что нынешние категории льготников уже "насытились этими мерами поддержки". Поэтому правительство будет расширять их на семейный автомобиль, добавил он. С таким поручением обратился первый вице-премьер Денис Мантуров.

"Конечно, ситуация с точки зрения автокредитования существенно отличается от того, что мы наблюдали в прошлом году. Тем не менее сейчас даны поручения по расширению программы льготного кредитования. Мы надеемся, что это даст какой-то позитивный эффект, и мы все-таки сможем несколько ситуацию улучшить", - отметил он.

Льготная программа может распространиться на семьи с детьми уже до конца апреля, что должно поддержать в том числе авторынок

Под льготную программу подходят не все автомобили, а только B класса (до 3,5 тонны) отечественного производства и стоимостью до 2 млн руб. Их список утверждает Минпромторг. Важен при этом высокий уровень локализации. Таким считается показатель от 2 тыс. баллов (чем больше элементов и работ, произведенных в России, тем соответственно выше баллы). Для электрических моделей максимальная стоимость не ограничена, а требования по локализации не установлены. По правилам покупать можно только новые машины, которые выпущены в текущем или прошлом году.

Сейчас условиям соответствуют немногие бренды: Lada, УАЗ, ГАЗ (с массой до 3,5 тонны) и "Москвич". Китайского Haval в списке уже нет. Если говорить об "электричках", то к ним относятся модели Evolute, "Москвич", "Амберавто" и две модели бренда Voyah.

В рамках программы государство перечисляет деньги (20-35% от стоимости авто) напрямую банку после заключения кредитного договора. При покупке авто с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) скидка составит 20% для жителей всех регионов России, при покупке авто с ДВС для жителей Дальнего Востока - 25%, а при покупке электрокара для жителей всех регионов России - 35%. При этом скидка на электромобиль не может превышать 925 тыс. руб.

При этом ставка по автокредиту с господдержкой не может превышать ключевую ставку Центрального банка более чем на 5 процентных пунктов, то есть на данный момент не более 26%.

"Расширение программы льготного автокредитования для семей с детьми - правильный шаг со стороны государства, однако это именно точечная мера поддержки отдельных категорий населения, а не стимул для всего автомобильного рынка в условиях сокращения объемов автокредитования", - рассказал "Российской газете" директор департамента страхования и финансовых услуг АГ "Авилон" Андрей Игнатенко.

По данным НБКИ, за два месяца 2025 года банки выдали автокредитов на 152 млрд руб., что на 54% меньше результатов прошлого года. Влияют не только высокие ставки и повышение утилизационного сбора, но и меры ЦБ по ограничению наиболее закредитованных заемщиков, которые тратят на платежи по кредиту более половины своего дохода. При этом доля отказов по заявкам на автокредиты в феврале 2025 года составила 81%.

Существенный эффект на рынок данная программа, по мнению Игнатенко, окажет только при соблюдении трех условий: достаточно высоких лимитов, низких банковских ставок и широкого ассортимента автомобилей. На сегодняшний день модельный ряд недостаточно популярен среди покупателей, добавил он. Если ассортимент брендов останется прежним, массовый всплеск продаж маловероятен, и заметного воздействия на общий объем продаж автомобилей не произойдет.

В бюджет, по данным Минпромторга, заложено 36 млрд руб. на льготное автокредитование. Если ориентироваться, что в среднем размер скидки составит 300 тыс. руб. (при условии средней стоимости автомобиля 1,5 млн и скидки 20%), то по итогу выдать получится только 120 тыс. льготных автокредитов. Как отмечали ранее в ОКБ, в прошлом году банки выдали 1,37 млн автокредитов на 2 трлн руб.