Как тарифные войны влияют на валюты разных стран
Торговые войны, инициированные администрацией президента США Дональда Трампа, стали катализатором значительных колебаний на мировых валютных рынках. Введение тарифов на импорт товаров из Китая, Европейского союза и других стран, достигших в некоторых случаях 145%, создало атмосферу неопределенности, которая напрямую отразилась на курсах национальных валют. Доллар США, как доминирующая мировая резервная валюта, обычно укрепляется во время геополитической напряженности. Однако индекс доллара (DXY), отражающий его курс к корзине из шести основных валют, опустился 11 апреля до уровня 99,1 пункта, что является самым низким значением за последние три года. По состоянию на 18.00 мск DXY смог скорректироваться до 99,9 пунктов. «Американской валюте пока не помогли вырасти и опубликованные протоколы мартовского заседания комитета по открытым рынкам ФРС США, где, как оказалось, практически все представители комитета заявили единогласно о том, что не нужно торопиться снижать процентные ставки. Теоретически, приостановка смягчения монетарной политики могла бы положительно повлиять на доллар, но похоже, что он реагирует уже не на монетарную политику ФРС, а на ситуацию в геополитике», — считает ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова.
Введение тарифов, потенциально замедляющее экономический рост США, оказывает давление на доллар. Так, курс американской валюты к швейцарскому франку упал с примерно 1,10 швейцарских франка за доллар в феврале до 1,22 франка/$, что свидетельствует о росте привлекательности франка как безопасного актива.
В это же время евро вырос почти на 2,47% до $1,13, достигнув самого высокого значения с июля 2023 года и совершив самый большой однодневный скачок с 2022 года. Британский фунт вырос на 1,13% до $1,308. Китайский юань (CNY) испытал значительное давление на фоне торговой войны. Народный банк Китая (НБК) постепенно допускал ослабление курса юаня, чтобы компенсировать влияние американских тарифов на китайский экспорт. В начале недели, ежедневный справочный курс юаня, устанавливаемый НБК, достиг самого низкого уровня с сентября 2023 года 7,2 юаня за доллар . Оффшорный юань (CNH) также упал до рекордно низкого уровня с момента его создания в 2010 году до 7,42 юаней за доллар. Девальвация юаня сделала китайские товары более дешевыми для иностранных покупателей, частично нивелируя эффект от введенных тарифов. По состоянию на 11 апреля банк НБК установил курс валюты на уровне 7,29 юаня за доллар. По мнению американского миллиардера Рея Далио итогом тарифной войны должно стать соглашение, способствующее укреплению китайского юаня по отношению к доллару США. По его мнению, это может быть достигнуто за счет продажи Китаем долларовых активов и одновременного смягчения фискальной и денежно-кредитной политики для стимулирования внутреннего спроса.
«Это было бы выигрышем для всех. Затем китайцам следует реструктурировать чрезмерные долги местных органов власти, чтобы избавиться от долгового навеса», — подчеркнул Далио. Японская валюта воспринимаемая как безопасный актив, продолжает демонстрировать тенденцию к укреплению в периоды усиления торговых рисков, благодаря низким процентным ставкам в Японии, профициту текущего счета и экономической устойчивости. Ее обычно выбирают в качестве валюты-убежища. Ее курс продолжает снижаться с локальных пиков года и уже достиг уровня 144 иены за доллар. К примеру американский магнат Уоррен Баффет продолжил увеличивать количество облигаций номинированных в японских йенах. Последние выпуск составил чуть более 90 миллиардов йен ($600 млн), но инвестор продолжает верить в силу рынка. Российский рубль продолжает оставаться волатильным на фоне геополитических сдвигов и следующих за ними изменения цен на энергоресурсы, пишут аналитики «Цифра-брокера». «Рубль может быть слабее, но вернется примерно к этим уровням (95 рублей за доллар — FM), когда пыль на рынке, поднятая действиями Трампа, осядет, и цены на нефть стабилизируются и станут понятны тенденции репатриации выручки экспортерами, которые могут нарастить продажу валюты из-за снижения цен на нефть и металлы для закрытия потребностей оборотного капитала», — пишут аналитики в своей записке.
Золото также показало значительный рост, прибавив более $500, до $3255 за унцию с начала года, что свидетельствует о бегстве инвесторов от рисковых активов.
Экономисты в большинстве своем выражают опасения, что введение тарифов приведет к росту потребительских цен и замедлению темпов мирового экономического роста. Недавнее падение индекса S&P 500 на 12% за четыре торговых дня свидетельствует о негативной реакции инвесторов на эскалацию торговой войны. Она создала сложную и нестабильную ситуацию в мировой экономике с потенциально негативными последствиями для торговли и экономического роста.