Лимит по страхованию вкладов могут увеличить до 2,8 миллиона рублей

Центробанку следует продолжать выстраивать систему международных расчетов и трансграничных денежных переводов в национальных валютах, а также наладить интеграцию с расчетными инфраструктурами и депозитариями дружественных стран, прежде всего в рамках межгосударственного объединения БРИКС, Евразийского экономического союза. Вместе с тем нужно усовершенствовать конфигурацию рынка микрофинансовых организаций в России для дальнейшего снижения предельного уровня переплаты заемщиками по потребкредитам. Также нужны меры, предотвращающие чрезмерную закредитованность клиентов МФО. Такие рекомендации содержатся в проекте постановления «О годовом отчете Банка России за 2024 год», который внес Комитет Госдумы по финрынку на рассмотрение Совета палаты 4 апреля (сам отчет запланирован на 9 апреля 2025 года). «Парламентская газета» выясняла подробности.

Лимит по страхованию вкладов могут увеличить до 2,8 миллиона рублей
© Парламентская газета

Закредитованность нужно снижать

Помимо мониторинга устойчивости корпоративных заемщиков в условиях высоких процентных ставок, в проекте постановления депутаты рекомендуют регулятору принимать меры не только по ограничению закредитованности организаций с высокой долговой нагрузкой, но и снижать риски избыточной долговой нагрузки россиян.

Также Центробанку следует продолжать выстраивать систему международных расчетов и трансграничных денежных переводов в национальных валютах плюс наладить интеграцию с расчетными инфраструктурами и депозитариями дружественных стран, прежде всего в рамках межгосударственного объединения БРИКС, Евразийского экономического союза.

При этом не нужно забывать и про расчеты внутри страны. Парламентарии настаивают на дальнейшем развитии российской платежной инфраструктуры, в том числе системы безналичных расчетов, включая использование платежных карт «Мир», расширение их функционала, а также сервисов быстрых платежей ЦБ.

Важно, по мнению парламентариев, усовершенствовать и конфигурацию рынка микрозаймов, в том числе для дальнейшего снижения предельного уровня переплаты заемщика по потребительским кредитам, а также предусмотреть меры, направленные на предотвращение чрезмерной закредитованности клиентов МФО.

Усилить защиту от кибермошенников

Контролируя переход на преимущественное применение финансовыми организациями российского программного обеспечения на значимых объектах критической информационной инфраструктуры, регулятору не следует выпускать из виду и работу по защите граждан от мошенничества.

Борьбу с нелегальной деятельностью в финансовой сфере, включая противодействие лицам, которые помогают обналичивать похищенные у россиян с банковских счетов деньги, так называемым дропперам, нужно усилить, считают законодатели. В особенности ЦБ нужно противостоять вовлечению в финансовые преступления несовершеннолетних.

Для противодействия мошенничеству на отечественном финрынке Центробанк должен совершенствовать процесс обмена информацией между правоохранительными органами, финансовыми организациями и операторами связи.

Попутно необходимо разработать меры, усиливающие ответственность банков за сохранность денег своих клиентов «в целях противодействия операциям, соответствующим признакам осуществления перевода денежных средств без добровольного согласия таких клиентов», говорится в проекте постановления.

Новые стимулы долгосрочных сбережений

Рынок цифровых финансовых активов (ЦФА) как один из каналов привлечения инвестиций в российскую экономику нуждается в дальнейшем развитии, убеждены законодатели. Усовершенствования, по их мнению, должны коснуться и сопутствующей инфраструктуры, включая регулирование деятельности операторов информсистем, ответственных за выпуск цифровых финансовых активов, и операторов обмена ЦФА.

Совместно с Правительством регулятору нужно продолжать разработку и реализацию мер, повышающих привлекательность использования организациями источников финансирования инвестпрограмм, альтернативных банковскому кредитованию. Речь в том числе идет о размещении на российском финансовом рынке акций и облигаций, а также привлечении займов вне банковской системы.

При этом инструментарий для долгосрочных сбережений и инвестиций в российской экономике нужно расширять, создавая стимулы для использования индивидуальных инвестсчетов третьего типа, программы долгосрочных сбережений и страховых продуктов с инвестиционной составляющей.

Не стоит забывать и про развитие долгосрочных банковских вкладов и сберегательных сертификатов. Это поможет привлечь длинные деньги в банковский сектор, что в свою очередь поможет финансировать приоритетные трансформационные проекты.

Страховку вкладов нужно удвоить

В проекте постановления депутаты также предлагают Банку России совместно с Правительством рассмотреть возможность увеличения до 2,8 миллиона рублей максимального лимита страхового возмещения в системе обязательного страхования вкладов по вкладам в рублях, открытым на срок более трех лет, удостоверенным безотзывными сберегательными сертификатами.

Мера необходима для стимулирования притока денег и инвестиционные процессы во вклады, пояснил «Парламентской газете» председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.

Депутат напомнил, что нынешний традиционный лимит по страхованию вкладов составляет 1,4 миллиона рублей. По его словам, удвоение этой цифры связано с самой системой страхования и расчетными функциями. Так можно гарантировать выплаты тем, у кого может наступить страховой случай.

«Деньги во вкладах работают не так активно в экономике, как если бы они шли в разные проекты. Это долгосрочный ресурс, деньги достаточно длительные, поэтому увеличение лимита по страхованию — это гарантия того, что можно будет вернуть свои деньги», — отметил Аксаков.

Парламентарий также добавил, что комитет предлагает установить лимит в 2,8 миллиона рублей по страхованию долгосрочных вкладов. Для пенсионных вкладов такая норма уже принята, подчеркнул Аксаков.