Андрей Шаронов: Платформенная экономика требует "умного" регулирования

Покупки в интернете стали нашей повседневностью еще два десятка лет назад. С тех пор поменялась и сеть, и торговля в ней - теперь здесь не только покупают и продают, но арендуют, находят заказы и получают услуги. Объем торговли в сети в России уже достигает 6,4 трлн рублей, вклад всех видов цифровых платформ в ВВП страны приблизился к 5%, а через пять лет вырастет до 6%. Соответственно и слово "маркетплейс" вошло в обиход журналистов, юристов, законодателей, коль скоро сама эта отрасль вносит вклад в социально-экономическое развитие страны, а значит - требует регуляции.

Андрей Шаронов: Платформенная экономика требует "умного" регулирования
© Российская Газета

Об этом и стоит поговорить. Сегодня в стране функционируют сотни цифровых платформ разного масштаба, которые вовлекают в экономическую деятельность и объединяют огромное количество людей и компаний, сотни тысяч малых и средних предпринимателей. Более 10 миллионов россиян получают доход с помощью цифровых платформ - как в качестве основного вида деятельности, так и совместительства. Возможность для граждан совмещать разные виды деятельности и получать дополнительный доход - ключевое преимущество платформенной экономики в условиях ограниченных трудовых ресурсов. Здесь важно отметить, что в России активно развиваются именно отечественные платформы, и мы не зависим от зарубежных - это серьезно усиливает экономический и технологический суверенитет страны.

Однако быстрое и динамичное развитие, которое сегодня переживает отрасль, неизбежно порождает ряд проблем, узких мест и вопросов. А именно, речь об условиях договоров, распределении ответственности и рисков, качестве продукции и предоставляемых услуг, а также о социальной и пенсионной защищенности участников рынка.

Сегодня не осталось ни одного разумного эксперта, чиновника, предпринимателя, кто отвергал бы необходимость регулирования отрасли, в том числе для решения существующих проблем. Но критически важно определить принципы такого регулирования. В последнее время среди прочих предлагаются такие регуляторные инициативы, которые не просто существенно ограничат рост отрасли, но могут разрушить ее, сама отрасль и экономика страны откатятся на годы назад. В итоге товары и услуги станут менее доступными, а цены - более высокими.

Как не допустить таких последствий? Попробуем ипользовать принципы "умного" (smart) регулирования, то есть - сочетать экспериментальные подходы, саморегулирование бизнес-сообщества и прямой государственный контроль. Все три элемента важны, дополняют друг друга, придают этой хрупкой отрасли гибкость и адаптивность, позволяют эффективно и оперативно решать возникающие проблемы. Например, саморегулирование хорошо дополняет антимонопольное и отраслевое регулирование в таких рисковых областях, как защита прав потребителей и безопасность данных.

Вот несколько примеров того, какие плюсы несет внедрение принципов "умного" регулирования. Возьмем для начала примера защиту прав и обеспечение социальных гарантий исполнителей услуг на платформах. В ситуации, когда маркетплейсы позволяют получать доход огромному количеству предпринимателей, необходимо урегулировать на уровне законодательства уникальный, свойственный только платформенной экономике эффект триады - оператор цифровой платформы, поставщик товаров и услуг, потребитель. Требуется отделить платформенную предпринимательскую деятельность от всех других форм двусторонних отношений, закрепить четкий правовой статус платформенных занятых. Последние должны получить дополнительные возможности добровольного социального, в том числе пенсионного, страхования, а также варианты материальной и иной компенсации расходов на страхование со стороны цифровых платформ. Это обеспечит социальные гарантии платформенным занятым.

Далее, цифровые платформы - это бизнес, и он должен платить налоги. Как повысить эффективность налогообложения? Один из приоритетов во взаимодействии цифровых платформ и государства - развитие и расширение информационного обмена. Многие платформы уже передают в ФНС информацию о сумме вознаграждений исполнителей-самозанятых. На основании этих данных автоматически идет начисление налогов. С начала 2025 года в стране уже запустился эксперимент, когда крупнейшие маркетплейсы начали передавать в ФНС информацию о рисках "дробления" бизнеса компаниями-продавцами, которые могут подпадать под эти критерии. Одновременно компании могут увидеть риски и скорректировать свою деятельность.

Вот пример мягкого подхода к настройке и повышению прозрачности налогообложения участников рынка. Предполагается, что на основании согласованных алгоритмов такой информационный обмен позволит государству дополнительно выявлять возможные нарушения законодательства и риски, в том числе в налоговой сфере, информировать о них исполнителей.

Отдельно стоит отметить, что "умное" регулирование позволит найти дополнительные инструменты для защиты потребителей от контрафакта и товаров низкого качества. Платформы видят эту проблему и заинтересованы в ее решении. "Цифровой след" товаров, например, уже сейчас позволяет снизить такие риски.

Государство сегодня ведет содержательный диалог с бизнесом по всему комплексу вопросов регулирования: Минэкономразвития России разрабатывает закон о платформенной экономике совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. И если ранее были инициативы по приравниванию платформ к традиционной торговле, которые могли "ударить" по отрасли, то сейчас больше учитываются ее особенности. И мы это, конечно, поддерживаем.

Государству и платформенному бизнесу крайне важно найти и согласовать сбалансированный подход к регулированию, когда общие правила для всех цифровых платформ будут сочетаться с особыми правовыми нормами для отдельных отраслей - например, для такси. Если регулирование будет жестким, то последствия неизбежно проявятся. Например, в виде сокращения предложения и качества товаров на рынке до минимума, как было еще относительно недавно в малых городах.

Если законы будут не ломать, а сохранять и развивать бизнес-модели, а также защищать права всех субъектов платформенной экономики - потребителей, поставщиков и цифровых платформ, то выиграют все. В том числе государство.