Сибирское отделение РАН отказалось от иска о выселении пенсионера-ученого
В сентябре прошлого года "РГ" рассказывала о ситуации, в которую попал новосибирский физик, кандидат наук Александр Алтынников. Он едва не остался без единственного жилья - комнаты в одном из общежитий Академгородка. Пенсионера выселили, пока он ухаживал за больной матерью в Киргизии, - за накопившиеся в его отсутствие долги по коммуналке. А когда 69-летний ученый вернулся в Новосибирск и погасил задолженность, в СО РАН заявили, что он вообще не имеет права проживать в служебном жилье. И продолжили настаивать в суде на выселении.
Судебный процесс продлился несколько месяцев, прежде чем Управление делами СО РАН неожиданно для бездомного физика изменило свою позицию и отказалось от иска. Ученый очень рад, что сохранил право на казенные 12 метров под протекающей, но все-таки крышей. Потому что если бы не этот отказ, суд вполне мог бы выселить Алтынникова. А вслед за ним - еще пару сотен пенсионеров, которые живут в общежитиях научного городка.
Суть такова: чтобы пенсионеру жить в общежитии СО РАН, мало отработать много лет в науке (с требованиями к стажу у Алтынникова все в порядке). Надо еще состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях. Алтынников на такой учет никогда не вставал. И большинство ученых, живущих в общежитиях, надо думать, тоже. Зачем числиться в очереди на жилье, которое все равно не дадут? Ученые не понимают. Александру, скромному одинокому человеку, все эти годы (а он прописан в общаге на Академической с 1993-го) достаточно было 12-метровой комнаты. И вот это обстоятельство в тяжбе могло стать решающим и превратить Алтынникова в бомжа.
По требованию суда физик с сентября пытается встать на этот самый учет, и пока задачку не решил. Сначала возникла проблема с пропиской. Чтобы стать нуждающимся в жилье, нужно, как ни парадоксально, иметь регистрацию… по месту жительства. А если негде регистрироваться? С регистрации в общежитии Алтынникова сняли, когда выселили, еще в 2023 году. Приятель, у которого пенсионер по возвращении три месяца спал на полу, прописывать его совсем не собирался. К счастью, сейчас прописку в общаге Александру восстановили. Можно собирать документы дальше, но тут началась новая история с географией. Алтынников - уроженец Киргизии. И хотя у него есть российский паспорт, с него требуют еще и свидетельство о рождении. А у него нет этого свидетельства. За ним в Киргизию надо ехать. А ехать тяжело и боязно, говорит пенсионер, он в прошлый раз как уехал, так еле сумел вернуться в наше-то неспокойное время.
Но главное даже не в этом. Есть более суровые обстоятельства. Пенсия у Александра Алтынникова - около 17 тысяч рублей. Но чтобы его признали нуждающимся в жилье, это слишком большой доход. Нуждающийся в жилье должен быть малоимущим, говорит закон. А для пенсионера в Новосибирской области в 2025 году это означает, что его месячный доход должен быть ниже 14945 рублей в месяц (этот минимум все время повышается, но увы - никак не догонит пенсию физика). Так что волокита с документами - это меньшее из зол. "Огромная" пенсия не пустит ученого на учет. Разве что - да простит меня Александр Александрович за такие шутки - жену взять из самых бедных, лучше всего молодую безработную без пенсии и перспектив? Тогда доходы разделят на двоих, глядишь, и статус малоимущего удастся получить! Тогда и заживут молодые на 12 метрах с полным на это правом.
Между тем
Как рассказал "РГ" общественник Владимир Ажеганов, СО РАН управляет шестью общежитиями, которые находятся в федеральной собственности. Это около 1500 мест, и половина из них сейчас не заняты. Жесткая позиция СО РАН в отношении служебного жилья известна - попытки ученых побороться за приватизацию комнат в свое время были пресечены на корню. Но выселение пенсионеров - такого и старожил Ажеганов не припомнит. Чтобы не допустить опасного прецедента, Алтынников обратился за помощью и к депутатам, и в администрацию президента, и в СМИ. Возможно, именно поэтому СО РАН пришлось смягчиться.
Комментарий
Мария Золотарева, юрист:
- В соответствии со 103-й статьей Жилищного кодекса РФ пенсионеры не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления другого жилья. Однако они действительно должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Это требование изложено в той же статье Жилищного кодекса. Конституционный суд многократно проверял эту норму и не обнаружил в ней нарушений конституционных прав граждан. Чтобы встать на такой учет, необходимо, чтобы гражданин был признан малоимущим - об этом говорит статья 49 ЖК РФ. Из этой нормы есть ряд исключений: не нужно признавать малоимущими нуждающихся в жилье ветеранов Великой Отечественной войны, блокадников, детей-сирот, граждан из числа бюджетников для участия в специальных программах. Но пенсионеры исключением, к сожалению, не являются.