Минюст предложил ввести годичную отсрочку на взыскание кредитов через приставов
Министерство юстиции РФ вынесло на общественное обсуждение пакет законопроектов, фактически вводящих годичную отсрочку для должников по кредитам. У банков и, главное, коллекторов будет год, чтобы попытаться договориться с неплательщиком по-хорошему. Только после этого можно будет направить документы в службу судебных приставов.
Как подчеркивают разработчики проектов, главная идея - заставить коллекторов делать свою работу. То есть общаться с должником и искать компромиссы. Причем делать это надо вежливо, с соблюдением процедур. Сегодня же, как рассказывают эксперты из государственных органов, коллекторы часто выступают как посредники: берут документы из банка и тут же направляют их судебным приставам. Приставы делают свою работу. А коллекторы, выступившие, по сути, в роли курьеров, получают свой процент.
Понятно, если долг небольшой, то коллекторам не интересно тратить на него много времени. Однако кто сказал, что их труд должен быть легким?
Предлагается также ввести специальный сбор для банкиров и коллекторов за направление документов судебным приставам
Еще весной прошлого года директор Федеральной службы судебных приставов Дмитрий Аристов сообщил, что профессиональные коллекторы основную свою прибыль получают, взаимодействуя с судебными приставами. Поэтому глава ведомства выразил сомнение в необходимости существования института коллекторов.
"До 80 процентов, а в отдельных случаях до 100 процентов доходов профессиональных коллекторов и иных взыскателей составляла деятельность ФССП, - рассказал Дмитрий Аристов. - Вопрос: зачем такой институт нужен, если он, используя государство, фактически решает свои цели - получение прибыли?"
Как пояснили тогда эксперты, профессиональные коллекторы могут не взаимодействовать с должниками, а направлять материалы в суд, который поручает взыскивать долги уже судебным приставам. По его словам, из зарегистрированных в Москве коллекторских организаций за год "у 20 процентов вообще ни одного действия - ни одного звонка, ни одного СМС, ни одного почтового отправления". "Вопрос: для чего эти лица включились в реестр? Для нас ответ очевиден - реестровые профессиональные коллекторы имеют право приобретать долги у первичного кредитора. Далее происходит очень простой процесс - подаются заявления в суд, в основном это мировой суд, потому что это бесспорные долги до 500 тысяч рублей, а они в основном бесспорные, потому что подтверждены договорными отношениями", - рассказал тогда Дмитрий Аристов.
После этого выносится судебный приказ без участия сторон, и далее этот пакет документов предъявляется в ФССП и начинает исполняться исключительно инструментарием ведомства, продолжил директор Федеральной службы судебных приставов Дмитрий Аристов.
"То есть та задача, которая ставилась при принятии закона, - посадить за стол взыскателя и должника при посредничестве профессионального коллектора - она полностью не работает, потому что сам коллектор становится кредитором-взыскателем и фактически не занимается внесудебной процедурой", - констатировал глава службы судебных приставов.
В течение года коллекторы обязаны попытаться договориться с должником, это будет проверяться
Впоследствии он особо пояснил, что не предлагал распустить совсем коллекторов. Наоборот, руководитель ведомства раскритиковал идею запретить коллекторские агентства, высказанную кем-то из экспертов. По его словам, хотя публично идея, может, звучит и неплохо для многих, но на деле может привести к плохим последствиям, то есть к возврату в дикие времена, когда деятельность коллекторов никак не регулировалась и никем не контролировалась.
Подготовленные Минюстом законопроекты призваны решить данную дилемму: коллекторы смогут обращаться к судебным приставам лишь после того, как сами сделают, что могут, и ничего не добьются. Более того, вводится специальный сбор для банков и коллекторов за передачу материалов судебным приставам.
Председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев отметил, что необходимость внесения изменений в законодательство обусловливается тем, что введенное с 2016 года правовое регулирование института профессиональных взыскателей предполагает создание условий для цивилизованного осуществления ими деятельности на досудебной стадии. У кредиторов будет год, в течение которого ими должно быть использовано не менее трех способов взаимодействия с должником.
По мнению Владимира Груздева, принятие изменений будет способствовать более активному использованию инструментов досудебного урегулирования спора при одновременном снижении нагрузки на органы принудительного исполнения.