Жить на пенсии хорошо, жить на пенсию плохо
Размер пенсии в России должен соразмеряться с реальными потребностями пенсионеров, обеспечивая им достойный уровень жизни. Исходя из текущих цен на товары и услуги, оптимальный размер пенсионного обеспечения должен составлять не менее 40-50% от среднего заработка в регионе. Это позволит пенсионерам покрывать основные расходы на жилье, питание и медицинское обслуживание. Ведущий эксперт института фундаментальных проблем социо-гуманитарных наук НИЯУ МИФИ Яков Борисович Якубович пояснил для RuNews24.ru:
«На сегодняшний день метрикой, которая устанавливает черту бедности в России, является прожиточный минимум. Он появился в начале 90-х в период социально-экономичечкой нестабильности. С тех пор многое изменилось. В том числе экономические условия и целеполагание государства.
Правительство утвердило прожиточный минимум в целом по России на душу населения в 2025 году на уровне 17 733 рубля, для трудоспособного населения – 19 329 рублей, для детей – 17 201 рубль, для пенсионеров – 15 250 рублей.
Величина прожиточного минимума рассчитана от медианного дохода за 2023 год, который по данным Росстата составил 40 121 рубль.
Величина прожиточного минимума используется для оценки нуждаемости населения в государственной социальной поддержке.
Разумеется, сумма в 15 250 рублей не является сколь угодно достаточной для удовлетворения даже базовых потребностей с учётом текущих темпов инфляции и растущих расходов на услуги ЖКХ.
Для нормального обеспечения потребностей пожилого населения следовало бы ориентироваться как раз на медианный доход, который указан выше. Причём сумма 40 000 рублей относится к 2023 году, что на сегодняшний день уже тоже потеряло актуальность».
Эксперт добавил: «На днях глава Центробанка уже выступила с прогнозом по инфляции по итогам 2024 года и ожидаемый уровень на 2025-го.
С учётом того, что реальный рост цен на первоочередные продукты и непродовольственные товары, скорее всего превысит ожидаемый уровень и скорее будет ближе к учётной ставке ЦБ, с точки зрения приемлемого для пенсионеров дохода стоит рассматривать уровень в 45-50 тысяч рублей в 2025 году. Где-то я бы назвал консервативным прогнозом.
Однако очевидно, что текущие поступления в Социальный фонд не смогут обеспечить прирост пенсий в два раза. На сегодня она составляет 23,4 тысячи руб.
В связи с этим возникает закономерный вопрос, откуда государство должно взять деньги на компенсацию дефицита поступлений Социального фонда. Самое простое на чём могут настаивать политики, это предоставление субсидий федерального бюджета социальному фонду для такой компенсации. Однако такой подход больше соответствует анекдоту про мудрую сову и мышей, которым сова посоветовала стать ежиками».
«В России 41 миллион пенсионеров, прирост пенсии на 20 тысяч рублей в месяц будет стоить бюджету почти 10 трлн рублей. Это четверть расходов федерального бюджета на 2025 год, что в текущих условиях не представляется реалистичным.
Следовательно, власти должны искать иные источники компенсации, в том числе в изменении модели пенсионного обеспечения. При этом не стоит забывать о принципе социальной справедливости.
Одним из таких инструментов может стать переход от адресной модели государственной поддержки, основанной на индикативном подходе, когда представители социальной группы получают определённые меры поддержки при выполнении определённых условий, основанных на индикаторах обеспеченности и доходов, к индивидуализированной модели, основанной на оценке социальных рисков человека или семьи (домохозяйства). Оценка таких рисков может быть проведена, в том числе за счет развивающихся информационных технологий искусственного интеллекта. При этом государственная поддержка вполне допустима в немонетарной, а натуральной форме через предоставление товаров, работ и социальных услуг. При этом, повторюсь, оценка нуждаемости может проводиться не по индикативным показателям, а ориентироваться на социальные риски.
Тем не менее изменение модели – все же вопрос перспективы нескольких лет, мгновенно перестроить ее не получится. К тому же какая-то часть средств бюджетов (возможно, не федерального, а регионального уровня) понадобиться все-таки может.
Как бы то ни было говорить об этом уже сейчас остро необходимо»- заключил ведущий эксперт института фундаментальных проблем социо-гуманитарных наук НИЯУ МИФИ.