Екатеринбуржцам отказали в льготном детском питании из-за лишних 84 рублей дохода

Многодетной семье из Екатеринбурга отказали в льготном детском питании. У Сваричевских девять ребятишек, младшей всего год и месяц. В рацион Адель входят творог, кефир и смеси с молочной кухни. Но на ближайшие два месяца родителям придется пересмотреть меню малышки. Сваричевские лишились льготы из-за "высоких доходов".

Екатеринбуржцам отказали в льготном детском питании из-за лишних 84 рублей дохода
© Российская Газета

В Свердловской области бесплатными продуктами с молочной кухни обеспечивают семьи, чей среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, установленного в регионе. В 2024 году он равен 15 298 рублям. Сваричевские об этом знали и раз в три месяца подтверждали право на льготу. Однако в сентябре их доходы не вписались в норматив: Валерий получил отпускные и небольшую премию.

- У вас превышение - 84 рубля, сказали мне в управлении соцполитики Верх-Исетского района. Выходит, лучше хитрить и брать деньги в конверте, - рассуждает Валерий.

По словам главы семейства, на молочную кухню они с супругой ходили дважды в неделю, каждый раз им выдавали два творожка, по пакету кефира и молока. Стоимость недельного набора - примерно триста рублей, за год - около 15 тысяч.

В аналогичную ситуацию попали и другие екатеринбуржцы.

- У меня четверо детей, я тоже пролетела с пособием - наш доход оказался буквально на сто с небольшим рублей больше, - говорит Ольга Лисицкая.

Семье Ивониных удалось оформить половину положенных выплат лишь после того, как муж остался без тринадцатой зарплаты.

Руководитель фонда "Урал за жизнь" Екатерина Кириченко, мама 12 детей, пояснила: прежде чем помочь семье, претендующей на ту или иную льготу, государство учитывает все виды доходов: детские пособия, компенсацию за бесплатное питание в школе и детсаду, коммунальные услуги, даже кешбэк на банковской карте. Общая сумма делится на всех членов семьи за период, на который распространяется льгота. В случае с молочной кухней - на три месяца.

- Сейчас мы на этих подсчетах собаку съели, а когда-то на четыре месяца лишились всех пособий разом. Почему-то никто не берет во внимание наши траты: оплату кружков, соревнований, платежи по ипотеке, - говорит Екатерина. - Критерии нуждаемости многодетных семей требуют доработки, поэтому мы готовим законодательную инициативу. Считаю, на федеральном уровне необходимо больше вкладывать в благополучие многодетных семей и обязательно брать в расчет растущие расходы.

Как пояснил президент Урало-Сибирской коллегии адвокатов Игорь Упоров, на размер помощи влияют уровень прожиточного минимума в регионе и ежемесячные доходы. А семья может неожиданно разбогатеть, например, получить наследство или крупный денежный приз. Тогда деньги справедливее отдать тем, кто больше нуждается. Но и отказывать в льготах из-за копеечного превышения тоже странно. Эксперт предлагает ввести прожиточный минимум отдельно для многодетных семей и ежегодно увеличивать его, но не на скромные 200-300 рублей, а сразу на 2-3 тысячи. Особенно важен такой подход при высокой инфляции.

Правила определения величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам в регионах утверждены постановлением правительства РФ № 1022 от 26 июня 2021 г.: для трудоспособного населения, для детей, для пенсионеров. Дифференцированного подхода по отдельным категориям граждан (кроме основных социально-демографических групп) федеральные нормативные акты не предусматривают.

- Бюджет Свердловской области социально ориентирован, - объясняет доцент кафедры финансов, денежного обращения и кредита УрГЭУ доктор экономических наук Наталья Истомина. - Повышая прожиточный минимум, регион принимает на себя обязательства финансировать связанные с ним расходы на социальные выплаты. При этом необходимо выделять средства и на другие сферы: образование, здравоохранение, газификацию, водоснабжение, дороги и так далее. Отмечу: Средний Урал практически все свои потребности покрывает за счет собственных доходов, мы регион-донор для федерального бюджета. Поэтому при принятии решения об увеличении любой статьи расходов нельзя руководствоваться интересами только одной заинтересованной стороны.