Россияне стали чаще приобретать бытовую технику через маркетплейсы
Россияне стали чаще покупать бытовую технику и электронику онлайн, в том числе на маркетплейсах. По данным международного сетевого коммуникационного агентства OMD, 25% россиян чаще покупают электронику в интернете, 10% - только онлайн. При этом маркетплейсы демонстрируют впечатляющие темпы роста: на некоторых из них категория "бытовая техника" выросла на 80% за год.
Уход с рынка западных брендов повысил спрос на китайскую, турецкую, белорусскую и отечественную технику как в магазинах, так и на маркетплейсах.
"За последние два года произошло перераспределение долей участников рынка в пользу китайских и турецких компаний. Российские и белорусские бренды также нарастили свои доли, однако их удельный вес пока не слишком велик в штучном выражении", - рассказал директор по связям с общественностью Ассоциации РАТЭК Антон Гуськов.
В пресс-службе Wildberries информацию подтвердили: после ухода западных производителей доля китайских и турецких брендов, представленных на маркетплейсе, выросла с 15% до 30-35%. По данным "М.Видео-Эльдорадо", среди китайских брендов наиболее популярными стали производители стиральных и посудомоечных машин, кондиционеров, а также роботов-пылесосов и других средств для уборки.
Отмечается и рост продаж отечественных ноутбуков и компьютеров - за 9 месяцев 2024 года они выросли на 64% в денежном выражении и на 29% в количественном по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. За 9 месяцев, по данным компании, было продано 290 тысяч российских ноутбуков на сумму, равную почти 13 млрд рублей.
"Доля продаж в онлайн увеличивается в целом, а маркетплейсы сейчас двигатель интернет-торговли", - заметил Антон Гуськов.
Действительно, маркетплейсы демонстрируют впечатляющие темпы роста. Так, на платформе Wildberries категория "бытовая техника" выросла на 80% за год. Особенно высокий спрос наблюдается на отпариватели, утюги, аэрогрили и пароочистители - эти товары показали рост более 100%. По сумме продаж на маркетплейсе в этом году лидировали пылесосы, фены, вентиляторы, роботы-пылесосы, электрические чайники, роботы-стеклоочистители, блендеры, кофемашины, электрические зубные щетки и микроволновые печи.
Эксперты связывают успех маркетплейсов с их способностью предложить покупателям более широкий ассортимент и сниженную стоимость товаров за счет объемов реализации.
"Покупатели могут сравнить различные модели, прочитать отзывы, оформить заказ за пару кликов и получить его доставкой на дом", - объясняет к.э.н., доцент кафедры маркетинга РЭУ им. Г.В. Плеханова, Николай Перепелкин.
Однако, несмотря на растущую популярность онлайн-покупок, офлайн-магазины по-прежнему занимают значительную долю рынка. По словам Гуськова, если анализировать весь объем рынка электроники и бытовой техники, то пока большую долю товаров потребители приобретают в торговых сетях.
Это связано с тем, что для покупки более дорогостоящих и технически сложных товаров, таких как крупная бытовая техника, потребители по-прежнему предпочитают офлайн-магазины, где они могут лично ознакомиться с товаром и получить консультацию специалиста. По словам Перепелкина, покупатели больше доверяют известным брендам, которые представлены в офлайн-магазинах, потому что могут гарантированно проверить до совершения сделки качество самого товара и его характеристики.
Есть у офлайн-магазинов и другие преимущества по сравнению с маркетплейсами. Как отмечают в "М.Видео-Эльдорадо", мгновенная покупка и получение тоже играют важную роль: покупатели могут приобрести товар и сразу забрать его домой, не ожидая доставку. И это действительно важно, так как примерно уравнивает затраченное на покупку время (либо потребитель долго ищет нужный товар очно, при этом получает его сразу, либо же без времени на дорогу быстро заказывает товар на маркетплейсе, но ждет его еще несколько дней).
Уход с рынка западных брендов повысил спрос на китайскую, турецкую, белорусскую и российскую бытовую технику как в магазинах, так и на маркетплейсах
В офлайн-магазинах рост продаж отмечается в первую очередь в категории "крупная бытовая техника": стиральные машины в 2024 году покупают чаще на 13,3%, холодильники - на 11,6%, а духовые шкафы - на 10,3%.
На рынке электроники же офлайн-магазины отметили выросшие продажи смарт-часов и фитнес-браслетов. И это тоже может быть связано с тем, что в вопросах здоровья потребителю важно получить консультацию перед покупкой гаджета.
Высокая конкуренция между маркетплейсами и офлайн-магазинами заставляет вторые использовать различные способы развития. Среди них "М.Видео-Эльдорадо" отмечает расширение сервисных услуг. По мнению сети, дополнительные услуги, такие как настройка, ремонт, установка, помогают продлить и укрепить отношения бренда с клиентами. Кроме того, здесь могут быть выявлены и новые потребности покупателя, что полезно для дальнейшего развития компании. Так, сейчас большим спросом пользуются сервисы по установке и настройке "умной" техники, а значит, и сама эта техника нужна на рынке.