Клиенты банков оказались в мошеннической базе ЦБ. Как выйти из чёрного списка
Клиенты лишились возможности получать банковские услуги.
Данные легальных клиентов российских банков попали в базу мошенников ЦБ. Из-за этого у людей возникли проблемы с обслуживанием. Об этом РБК рассказали два источника в крупных банках. Наличие проблемы подтвердили в Ассоциации банков России (АБР) и ВТБ.
Физические лица могли оказаться в чёрном списке, если их персональные данные были слиты и использованы мошенниками для открытия счетов, на которые они переводили украденные деньги, сказал один из источников. Ситуация усугубилась из-за поправок в 161-ФЗ «О национальной платёжной системе», вступивших в силу летом 2024 года. Теперь банки должны на два дня блокировать переводы, если реквизиты получателя есть в чёрном списке Центробанка. Если кредитная организация провела перевод на подозрительный счёт, она должна вернуть клиенту все похищенные деньги в течение 30 дней после получения заявления.
По информации другого источника, существует две базы: с реквизитами, которые были замечены в мошеннических переводах, и реквизитами, которые фигурируют в уголовных делах. В первом случае клиенты могут попросить свой банк или ЦБ исключить данные из чёрного списка. Во втором случае сделать этого не получится, пока идёт расследование.
Добросовестные клиенты, данные которых попали в базы МВД и ЦБ, не могут совершать операции ни в одном банке. Однако число таких клиентов незначительно, отмечают в ВТБ и АБР.
База Центробанка содержит данные о мошеннических операциях, плательщиках и получателях денег. Информацию регулятору передают банки, ЦБ проверяет её и включает в базу на основе определённых правил и алгоритмов. «Поэтому риск необоснованного попадания сведений в базу данных Банка России минимален», — заявили в ЦБ. Если компания или физлицо не согласны с включением их реквизитов в базу данных, они могут обратиться в свой банк или подать заявление на сайте Банка России. После этого регулятор рассмотрит заявление и сообщит о решении банку или самому клиенту.