Как уберечь свои деньги от мошенников?
"Реальное время" в партнерстве с банком "Аверс" запустило проект по повышению финансовой грамотности
В современном мире финансовая грамотность приобретает особую значимость. Сложные экономические условия, инфляция и нестабильные рынки создают риски для личных финансов. Грамотное управление становится необходимым для защиты своих сбережений. Кроме того, с увеличением использования интернет-финансов люди становятся уязвимыми для мошеннических схем. "Реальное время" совместно с банком "Аверс" запускает проект по повышению финансовой грамотности. Первой темой проекта стало мошенничество. Как уберечь себя и близких от аферы с банковскими картами и денежными переводами, в прямом эфире рассказал Рафаэль Мусаев — заместитель начальника отдела по раскрытию мошенничества Управления уголовного розыска Министерства внутренних дел по Татарстану.
За 9 месяцев жители республики отдали мошенникам 3 млрд рублей
С 2013 года в республике, как и по всей стране, растет число преступлений, совершаемых с использованием информационных и телекоммуникационных технологий (ИТТ). По словам Рафаэля Мусаева, по итогам девяти месяцев текущего года наблюдается небольшое снижение.
— Хорошо повлияла профилактика, то, что мы часто и отовсюду говорим об этом, — считает спикер.
Но цифры, даже с учетом снижения числа обращений, остаются огромными. За 9 месяцев этого года зарегистрировано более 25 тыс. преступлений этой категории, из них 13 тыс. с хищением денежных средств. Всего у жителей республики похищено более 3 млрд рублей. Получается, ежедневно в Татарстане мошенникам переводят 12—13 млн рублей.
По словам Рафаэля Мусаева, что касается этой категории преступлений, практически каждый потерпевший обращается в правоохранительные органы:
— В части дистанционных хищений латентность очень маленькая, я бы даже сказал, что ее нет. Человек, который потерял деньги, он всегда пойдет в полицию или в банк, а там его обязательно направят к нам.
За этот же период было раскрыто 1 606 преступлений. Это те случаи, когда люди уже привлечены к ответственности.
— Если брать в процентном соотношении, раскрываемость достаточно маленькая, но если говорить в цифрах, то Республика Татарстан стабильно занимает первое место в ПФО по раскрываемости таких преступлений, а по России мы держимся на пятом-шестом местах, — уточнил Мусаев.
Распространенные способы мошенничества
Самым распространенным способом мошенничества (почти треть) являются случаи, когда злоумышленники звонят от имени сотрудников банка и правоохранительных органов и говорят о каком-то несанкционированном доступе к счету, рекомендуют перевести деньги на якобы безопасный счет.
— Я здесь всегда говорю, что может быть безопаснее того, когда твои деньги в твоих руках?! Если даже вы поддались этой уловке и сняли средства со своего счета, то лучше оставить их у себя, — объясняет спикер.
А самым правильным в таких ситуациях будет прервать разговор.
— Если разговор вызывает у вас малейшие сомнения, прекратите его. Не вступайте в полемику, не оскорбляйте. И перезвоните в банк, уточните информацию. Такая же ситуация, если вам сообщают что-то о ваших близких. Прервите разговор и перезвоните ему сами. Это простая рекомендация, как сохранить свои деньги, — говорит Рафаэль Мусаев.
При этом определить мошенников достаточно просто — сотрудники банка не будут просить у вас кодовые цифры или данные паспорта.
Еще одним популярным способом является мошенничество, связанное с покупками в интернете, как на сайте бесплатных объявлений, так и на фейковых страницах, созданных на базе оригинальных сайтов. Здесь схема неизменна: вы оплачиваете товар, но его не получаете.
Достаточно новым способом аферы является получение доступа к личному кабинету на сайте "Госуслуги". В этом случае также может поступить звонок: злоумышленник представляется специалистом сайта, говорит о несанкционированном доступе, просит назвать код. Здесь цель одна — получить доступ к данным ваших документов: паспорта, СНИЛС, — всего, что нужно для оформления кредита.
Рафаэль Мусаев отметил, что из "Госуслуг" никогда не звонят. Такая работа там не предусмотрена. Не звонят и представители сотового оператора с просьбой пройти верификацию через "Госуслуги". Сим-карты бессрочные и не требуют продления договора.
Единственное — могут позвонить из банка. Это в том случае, если система банка заметила нетипичные для вашего счета операции.
— Возможно такое, что сотрудник службы безопасности позвонит вам, но он никогда не будет спрашивать у вас какие-то коды доступа. Он может лишь спросить: действительно ли вы совершаете ту или иную операцию либо нет, — объясняет собеседник.
А если говорить о звонке представителей правоохранительных органов (этот вид мошенничества недавно стал популярен в "Телеграме"), то и тут Мусаев заверил, что никто допрашивать по телефону не будет.
— Если вами заинтересовались правоохранительные органы, вам пришлют повестку, а чаще всего приедут за вами сами, поэтому вестись на такие звонки не стоит, — предупредил он.
Что делать, если вы стали жертвой мошенничества
Считать, что жертвами дистанционных мошенников становятся только пожилые люди, — большая ошибка. По словам Мусаева, старики — это только 10% от общего числа потерпевших. Самое большое количество обманутых — это экономически активные люди от 35 до 50 лет.
Что же делать, если вы стали жертвой мошенников?
Если мы говорим о взломе личного кабинета в "Госуслугах", необходимо его заблокировать. Если самостоятельно не получается, то обратиться на горячую линию МФЦ. И, конечно же, обратиться в полицию.
Рафаэль Мусаев настоятельно рекомендует не тянуть с обращением в банк и в правоохранительные органы.
— Если от банка и от полиции приходит информация в тот банк, куда вы перевели деньги, то этот счет будет временно заморожен. И по решению суда потерпевший сможет вернуть свои деньги, — рассказывает собеседник.
Официальный партнер:
.w-5edyfll58-st0 {fill:none;}.w-5edyfll58-st1 {fill:#216B36;}