Медиация в интернет-торговле: состояние и перспективы
Российский рынок маркетплейсов регулярно сотрясают довольно крупные скандалы, которые чаще всего происходят из-за претензий селлеров к площадкам. В основном это происходит из-за частого и одностороннего изменения правил игры со стороны маркетплейсов, которые в добавок невозможно обжаловать. Например: изменение размеров и условий штрафных санкций, сроков хранения, тарифов и т.д. В результате у того же Wildberries доход от штрафов превышает доход от собственно торговой комиссии. Для селлеров, особенно небольших это очень чувствительные материальные потери, которые они стремятся компенсировать через судебные иски к интернет агрегаторам. В результате судебная нагрузка в отрасли в разы выше средней по стране. Одним из выходов может стать развитие медиативных процедур.
Первый специализированный центр медиации в сфере интернет-торговли появился в апреле 2024 года в Союзе интернет-торговли. Руководитель Центра - президент Союза интернет-торговли Виталий Гаврилов, а работу по досудебному урегулированию споров между электронными площадками и продавцами курирует первый вице-президент Союза Интернет-Торговли, член Генерального совета «Деловой России» Екатерина Авдеева. С этого момента Центр медиации СИТ успешно разрешил уже 28 споров между селлерами и торговыми площадками. Это, конечно, мало, но ведется работа по масштабированию этого опыта.
«Чаще всего к нам обращаются продавцы интернет-площадок, которым необходимы юридические консультации, чтобы обосновать свою позицию или, наоборот, осознать правомерность действий второй стороны», - описывает Виталий Гаврилов типичного клиента Центра медиации. – «Только к Wildberries за 2023 год были предъявлены требования на общую сумму более 12 млрд рублей. Наиболее частыми являлись споры о начислении комиссии и штрафов, удержании, утере или ликвидации товара. Центр медиации позволяет значительно сократить нагрузку на судебную систему».
Один из ярких примеров - медиативное соглашение, результатом которого стал возврат селлеру 28 млн рублей, списанных Wildberries. В середине марта сотрудник продавца «ВАСТЭКО Партнерс» загрузил массив карточек товаров, в которых указал размеры товаров на складе, в одну тысячу раз превысив фактические — указал их в миллиметрах, а не в сантиметрах. Тогда же в марте маркетплейс списал со счетов продавца 28 млн вместо 105 тысяч из-за этой технической ошибки.
Первым вице-президентом Союза Интернет-Торговли Екатериной Авдеевой было отправлено обращение в адрес маркетплейса по вопросу возврата денежных средств.
«Благодарим Вас за обращение по вопросу возврата денежных средств, удержанных с компании ООО «ВАСТЭКО Партнерс», и сообщаем, что денежные средства, списанные с личного кабинета указанной компании по причине некорректного оформления карточек товара, возвращены в полном объеме», - сказано в ответе Wildberries от 1 августа 2024 года на запрос Екатерины Авдеевой от 15 июля 2024.
Союз Интернет-Торговли установил, что этот случай с ошибками в обмере габаритов товаров не единичный. В маркетплейс уже обратилось порядка 90 продавцов, которые столкнулись с аналогичной проблемой.
«Всего с Wildberries работает около 500 тысяч компаний. Учитывая обороты маркетплейса, это совсем немного. Но для каждого из этих спеллеров решается вопрос выживания, поэтому Союз Интернет-Торговли вступил с маркетплейсом в переговоры с целью как можно быстрее урегулировать сложившуюся ситуацию», - говорит Виталий Гаврилов. «… Во избежание списаний денежных средств в результате ввода некорректных данных со стороны продавцов, введена дополнительная система контроля, направленная на перепроверку представляемой селлерами информации в части размеров и веса продукции. Уверены, что принятые меры позволят избежать в дальнейшем подобных ситуаций», - говорится в письме Wildberries.