Войти в почту

Глава НАПФ Беляков назвал самый надежный способ обеспечить прибавку к пенсии

Многие россияне хотят получать высокую пенсию, накопить на образование детям или купить жилье просторнее. Одни ради этого просто хранят деньги на банковском вкладе, а другие пытают счастье с инвестициями на фондовом рынке. Но есть способ лучше и надежнее - доверить сбережения НПФ, заявил в интервью "Российской газете" президент Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов Сергей Беляков.

Глава НАПФ Беляков назвал самый надежный способ обеспечить прибавку к пенсии
© «Российская газета»

Банки предлагают депозиты под 20% и больше, рынок акций в России в прошлом году вырос на 44%, а самые успешные НПФ показали доходность ниже 13%. Почему вы считаете, что людям лучше доверить деньги пенсионным фондам?

Сергей Беляков: Доходность банковского вклада привязана к ключевой ставке Банка России. Рано или поздно инфляция замедлится, ставка пойдет вниз, а вместе с ней - и доходность по вкладам. Если мы посмотрим на результаты НПФ, то в отдельные годы показатели доходности могли уступать инфляции, когда она резко ускорялась, например, так было в 2022 году. Но на длительном временном отрезке негосударственные пенсионные фонды всегда показывают доходность, обгоняющую инфляцию.

На акции сейчас приходится относительно небольшая доля в портфелях НПФ - на середину года было 7,2% в среднем по рынку. Поэтому рост рынка не так сильно сказался на доходности фондов. Дело в том, что акции - довольно волатильный инструмент, поэтому фонды достаточно осторожно к нему относятся.

Вы упомянули, что в 2023 году рынок акций вырос на 44%, но в 2022 году он, наоборот, потерял около 43% капитализации, поэтому следующий год просто стал восстановительным. 2024-й год также отметился серьезным падением. Эти так называемые "качели" - очередное подтверждение того, что вложения в рынок акций - опасное дело. Если человек профессионально спекулирует ценными бумагами, то такие сильные колебания вверх-вниз для него хороши, но пенсия - это история про уверенность в завтрашнем дне.

Могут ли люди быть уверены в надежности НПФ? Вдруг какой-то фонд потерпит крах.

Сергей Беляков: Ежеквартально каждый НПФ обязан проводить стресс-тесты, во время которых проверяется достаточность активов и капитала. Сценарии таких процедур разработаны Банком России и адаптированы к текущей рыночной ситуации. Результаты показывают, что все фонды в состоянии исполнить свои обязательства перед клиентами даже в самых жестких кризисных условиях.

Вложения в негосударственный пенсионный фонд - это самый защищенный финансовый инструмент для россиян. Агентство по страхованию вкладов гарантирует сохранность сбережений на сумму до 2,8 млн рублей. По банковским депозитам АСВ страхует только до 1,4 млн рублей. А если сравнивать с брокерским счетом, с игрой на бирже, то там люди могут вообще все потерять, в том числе по ИИС. В то же время НПФ гарантированно вернет клиенту все, что взял, плюс начислит доход от управления.

Требования, которые государство предъявляет к работе НПФ, привели к тому, что на нашем рынке за последние 10 лет отсутствуют банкротства. Нет ни одного случая, когда люди потеряли бы деньги в НПФ. Что за это время было с банками и брокерскими счетами, я не буду вспоминать.

Если для клиента важна, в первую очередь, надежность, а не какая-то потрясающая доходность, которую обещают в рекламе других инструментов, то негосударственная пенсия - его выбор. Это выгодный и безрисковый способ обеспечить себе более высокий уровень жизни в будущем. То же самое следует сказать и о программе долгосрочных сбережений (ПДС).

Кстати, о ПДС: кому теперь вообще нужно негосударственное пенсионное обеспечение (НПО), если появилась эта новая программа? По всей видимости, она гораздо выгоднее, там есть софинансирование взносов и ежегодный налоговый вычет.

Сергей Беляков: На деле мы видим, что интерес работодателей, малого и среднего, а также крупного бизнеса к НПО сохраняется. Есть корпоративные пенсионные программы, которые позволяют работникам получить дополнительную пенсию, которая будет выплачиваться в дополнение к государственной пенсии. Просто у каждого продукта в портфеле НПФ свои цели.

Тема с ПДС - это про долгосрочные сбережения в целом, а не обязательно про пенсию, как НПО. Молодым людям ПДС тоже будет полезна. Я допускаю, что в перспективе эта новая программа благодаря своим уникальным преимуществам даже сможет потеснить на рынке индивидуальные пенсионные программы.

Из эксклюзивных преференций, которые есть только у ПДС - софинансирование государством на протяжении 10 лет взносов участника программы в пределах 36 тыс. рублей в год. А также возможность перевести в ПДС в качестве первоначального взноса "замороженные" пенсионные накопления из системы обязательного пенсионного страхования (ОПС).

Еще один плюс - возможность досрочно получить сбережения без каких-либо штрафов в особых жизненных ситуациях, например, при потере кормильца или для оплаты дорогостоящего лечения. Все это делает ПДС более привлекательным в сравнении с другими финансовыми продуктами, в том числе с индивидуальными пенсионными планами (ИПП), предлагаемыми многими НПФ.

При переводе накопительной пенсии в ПДС люди могут потерять накопленный доход. Обсуждаются ли решения, которые позволят переводить пенсию без потерь или как-то иначе минимизируют ограничения на перевод?

Сергей Беляков: Если человек хочет сделать перевод безотлагательно, то это нужно делать внутри одного фонда. Для этого следует заключить договор долгосрочных сбережений со своим НПФ, в затем подать заявление о переводе пенсионных накоплений в ПДС. Деньги перейдут на личный счет уже в следующем году и без потерь.

Решения для всех остальных случаев действительно обсуждаются. Могу сказать, что НАПФ со своей стороны поддерживает предложение об упрощении перевода пенсионных накоплений в ПДС даже между разными фондами или между государственной управляющей компанией и НПФ. Рассчитываем, что это позитивно скажется на росте числа участников программы. Думаю, люди позитивно оценят эти меры, потому что пенсионные накопления после перевода в ПДС станут их собственностью.

Управление счетами ПДС выгодно для НПФ или убыточно? Какое вознаграждение получают фонды за работу в программе?

Сергей Беляков: Комиссии невысокие. Они сопоставимы с тем, что фонды получают за управление негосударственными пенсиями. При этом могу с уверенностью сказать, что участие в ПДС - в интересах всех НПФ. Интерес заключается в том, что фонды расширяют свою клиентскую базу, появляются новые возможности предлагать свои продукты. Плюс чем большим объемом средств управляют НПФ, тем больше в абсолютных цифрах их вознаграждение, это простая арифметика.

Президент поставил задачу привлечь в ПДС 250 млрд рублей до конца этого года, но сборы явно отстают. Как вы думаете, в чем причина?

Сергей Беляков: Во-первых, несмотря на то, что программа была запущена с начала 2024 года, пакет налоговых поправок был принят только в середине апреля. Во-вторых, сейчас перевод средств пенсионных накоплений из системы ОПС в систему ПДС возможен только с использованием приложения "Госключ", либо на бумаге. Это значительно усложняет клиентский путь, а в некоторых ситуациях делает его невозможным. У 90% населения РФ попросту нет установленного "Госключа".

Кроме того, далеко не в полной мере запущена масштабная социальная рекламная кампания на федеральных и региональных телеканалах, радио и так далее. Спросите у людей на улице - не каждый из них ответит, что знает про ПДС. Тут еще есть над чем поработать. При этом у программы огромный потенциал, она только начала набирать обороты.

Думаю, когда первые участники получат начисления и увидят, как их деньги работают внутри механизма ПДС, то случится лавинообразный всплеск интереса и отношение общества к программе станет еще более позитивным. Подключение работодателей к софинансированию взносов тоже внесет дополнительный вклад в популярность ПДС.

Всего за шесть месяцев с небольшим активной реализации программы долгосрочных сбережений заключено более полутора миллионов договоров и собрано почти 100 млрд средств. Это, конечно же, успех, потому что в текущих условиях заключать такое количество договоров с таким количеством собранных средств на срок 15 лет очень сложно.

В этом году ценные бумаги чувствуют себя не так хорошо, как в прошлом. Как вы считаете, что будет с показателями работы НПФ по итогам 2024 года?

Сергей Беляков: Дело в том, что НПФ - это одни из самых консервативных инвесторов на российском рынке. Как правило, фонды стараются сформировать значительную часть инвестиционного портфеля в облигациях, не переоцениваемых в случае рыночных колебаний. Это позволяет эффективно управлять рыночным риском. Фонды отдают приоритет "длинным" бумагам с фиксированной доходностью - это государственный долг и облигации крупных корпоративных эмитентов. Просто потому, что так надежнее, а это для клиентов НПФ самое главное.

В последнее время НПФ стали делать большой акцент на облигациях с купонами, привязанными к плавающим ставкам (флоатерах), и на так называемых линкерах, где плавает не ставка, а номинал бумаги, поскольку он привязан к инфляции. Они актуальны в периоды высокой волатильности и добавляют дополнительную доходность при повышении процентных ставок или в случае роста инфляции. Эти инструменты позволяют отрабатывать шоковые сценарии в экономике, когда инфляция и процентные ставки резко растут, они помогают НПФ эффективно управлять инвестиционными рисками. Поэтому я не жду ухудшения показателей работы НПФ.

Есть ли у вас данные, сколько людей перевели в ПДС свои накопления из НПФ, а сколько принесли живые деньги?

Сергей Беляков: Перевод средств пенсионных накоплений состоится только в следующем году согласно поданным заявлениям. Как я говорил выше, сейчас уже собрано почти 100 млрд рублей, это примерно 1,5 миллиона заключенных договоров. Объем личных взносов граждан - 41,6 млрд руб., остальное - это прогнозные величины объема софинансирования со стороны работодателей, а также пенсионных накоплений, заявленных к переводу в ПДС, согласно поданным заявлениям.

Участники рынка нередко высказываются в том смысле, что роль НПФ в финансовой системе России могла бы быть и позаметнее. Что для этого требуется?

Сергей Беляков: Обсуждаются вопросы о том, не чрезмерно ли жестко зарегулированы фонды и насколько установленные правила инвестирования денег клиентов позволяют НПФ быть более активными на финансовом рынке. Если у нас в приоритете надежность, то ослаблять регуляторные ограничения следует осторожно.

Новые возможности неизбежно несут с собой новые риски, а опросы показывают, что аппетит к риску - это не то, что отличает клиентов НПФ. Они оценивают инвестицию как наилучшую, не когда она приносит самый высокий доход, а когда она дает сохранность вложений. У нас нет уверенности, что надо входить в противоречие с запросами людей и менять консервативные правила.

Роль НПФ вырастет, когда доходы населения в реальном выражении увеличатся, а их участие в системах НПО и ПДС станет более обширным. Для этого нужно, чтобы у людей после закрытия всех неотложных потребностей оставались средства, чтобы обеспечить свое будущее. Важную роль должно сыграть и развитие корпоративных пенсионных программ, особенно сейчас, когда работодатели конкурируют за специалистов на рынке труда. Во многих странах за рубежом это работает именно так.