Войти в почту

Эксперт Кузнецов: В тренде кибермошенничества - похищение данных и паролей

Кибермошенники не дремлют. Современные технологии дипфейков, когда при помощи искусственного интеллекта подделывают внешность и голос, позволили им украсть миллиарды рублей у доверчивых россиян. Только в Петербурге и Ленобласти с начала года зафиксировали 17 тысяч случаев кибермошенничества - это в 2,5 раза больше, чем в 2023-м.

Эксперт Кузнецов: В тренде кибермошенничества - похищение данных и паролей
© Российская Газета

Примерно на треть выросло число таких преступлений и в Калининградской области. Эксперты убеждены, что справиться с напастью в регионах помогут только собственные разработки в сфере кибербезопасности и финтеха.

Ущерб от IT-преступлений в регионах страны, по данным МВД России, составил в этом году 99 миллиардов рублей. При этом большая часть из них - 437 тысяч - это случаи кибермошенничества и краж денег с банковских карт.

Один из громких случаев произошел в Калининградской области. Там мошенники, используя технологию дипфейков, прикинулись начальником местного жителя и вынудили его оформить кредит на сумму почти в три миллиона рублей. Сейчас все его счета арестованы. Мужчина вынужден платить по 50 тысяч рублей в месяц кредиторам, а найти злоумышленников так и не смогли. И таких случаев по России более чем достаточно.

Найти злоумышленников непросто. В Северной столице, например, из всех случаев кибермошенничества следователи раскрыли только 11 процентов. По словам сотрудников правоохранительных органов, дипфейкеры сегодня крайне продвинуты и умеют хорошо заметать цифровые следы. Никакая система безопасности банка не сможет защитить условного вкладчика, если он принес мошенникам все пароли на блюдечке.

- Если посмотреть статистику по России, то около 56 процентов пользователей подверглись кибератакам в этом году. В тренде - похищение данных и паролей, включая данные банковских карт. Как правило, для этого используют шпионские программы. Число атакованных ими россиян увеличилось на 13 процентов. Все популярнее становятся программы-стилеры, которые непосредственно воруют пользовательские данные, логины и пароли. Здесь рост составил 14 процентов к прошлому году, - рассказал корреспонденту "РГ" руководитель Kaspersky GReAT Игорь Кузнецов.

Один из самых популярных способов похищения данных - через программы удаленного доступа к компьютеру или смартфону. С начала года специалисты по кибербезопасности предотвратили 85 миллионов таких атак по всей стране.

Только в Петербурге и Ленобласти с начала года зафиксировали 17 тысяч случаев кибермошенничества - это в 2,5 раза больше, чем в 2023-м

Банки стараются бороться со злоумышленниками их же оружием - искусственным интеллектом. Так, в одной из крупных кредитных организаций запатентовали собственный инструмент для выявления дипфейков. Новый механизм в автоматическом режиме сканируют измененные лица на видео. На практике технологию можно будет использовать для анализа видеоконтента и защиты переговоров. Распространить ее планируют на регионы.

А вот голосовой дипфейк вычислить куда сложнее, чем видео. Здесь программистам еще предстоит большая работа.

- Мы научились критически мыслить при получении текстового сообщения от мошенника, однако с голосом и видео это пока не работает. Отсюда и опасность дипфейков. Если поступает подозрительный звонок от "близкого" человека, то не нужно сразу выполнять все указания злоумышленника. Нужно просто бросить трубку и перезвонить родственнику, чтобы успокоить себя. В таких случаях лучше перестраховаться, поскольку процент раскрываемости киберпреступлений остается крайне низким, - дополнил руководитель калининградского юридического бюро Антон Цепин.

В целом с программами в сфере кибербезопасности в нашей стране всегда все было хорошо. Однако дальнейшее развитие технологий по противодействию дипфейкам повлечет за собой увеличение мощностей оборудования. Именно с ним в плане импортозамещения возникают большие проблемы - особенно в российских регионах, где серверные системы зачастую слабые.

Многие стараются заместить программные решения на существующем "железе". Те же самые POS-терминалы нельзя назвать сложным оборудованием, импортозаместить его до конца пока не выходит. Окончательно не решен вопрос и с российскими банкоматами. Если говорить о сетевом оборудовании, то свои хорошие наработки у нас в стране есть, и их даже можно использовать на локальных узлах. Но для ядра сети нет отечественного высокопроизводительного оборудования. Все эти вопросы айтишникам только предстоит решить.