С 2025 г. граждане РФ скажут потребительским кредитам и микрозаймам "нет"
Такой самозапрет граждане смогут устанавливать с 1 марта 2025 г. 14 октября 2024 г. правительство утвердило законопроект, ранее разработав его для борьбы с мошенничеством - получением кредитов третьими лицами путем незаконного использования чужих персональных данных граждан и методов социальной инженерии.
"Заявление о самозапрете выдачи кредитов и микрозаймов можно будет направить двумя способами. Во‑первых, через Единый портал госуслуг. Оно будет переадресовано в уполномоченные бюро кредитных историй, после чего уведомление о принятом решении придет пользователю в личный кабинет. Второй способ подачи заявления - личный визит в многофункциональный центр (МФЦ). В этом случае информация о решении бюро кредитных историй будет не только предоставлена через МФЦ, но и отобразится в личном кабинете гражданина на Едином портале госуслуг. Теми же способами можно будет подать заявление о снятии самозапрета", - сказано в сообщении правительства.
Воспользоваться такой услугой человек вправе неограниченное число раз. Сведения об этом будут содержаться в кредитной истории гражданина.
Независимый финансовый советник Елена Савина считает, что самозапрет на выдачу кредитов - это хороший инструмент защиты личных денежных средств и кредитной истории от посягательств третьих лиц, противоправных действий мошенников и злоумышленников, а также практичный способ защиты от поспешных, эмоциональных, необдуманных действий или покупок.
"Последнее время распространилась практика, когда мошенники звонят под видом косметических салонов, стоматологий или медицинских учреждений и предлагают пройти бесплатное лечение или обследование. Во время такого обследования под действием психологического давления на человека оформляют кредит на оплату оказанных услуг, лекарств, медицинских процедур с участием микрофинансовых организаций (МФО)", - отметила Елена Савина.
Аналитик международного брокера Freedom Finance Global Владимир Чернов считает, что данная инициатива в первую очередь необходима для наиболее слабозащищенных слоев населения в плане финансовой грамотности, в частности, пожилых людей и пенсионеров, так как по статистике именно они чаще всего становятся жертвами мошенников, которые вынуждают их взять потребительский кредит и перевести им эти средства, чтобы якобы себя обезопасить.
Два пути
Аналитик АО "Финам" Игорь Додонов считает, что указанные два способа подать заявление на самозапрет вполне практичны. "Стоит упомянуть, что пунктов МФЦ немного и они часто бывают расположены в неудобных местах. Поэтому, думаю, было бы неплохо, если бы граждане могли также подавать такие заявления в обычных офисах банков. Тем более что банковские ИТ-системы и так уже взаимодействуют с кредитными бюро, и добавление функционала, позволяющего подавать заявления на запрет на выдачу потребкредита, не должно потребовать больших дополнительных усилий", - сказал Игорь Додонов.
Владимир Чернов обратил внимание, что практичным является только второй способ подачи заявления на самозапрет, и главное в нем - его обратный отзыв при личном посещении МФЦ: "В данном случае риски подделки документов и мошеннических действий минимальны. Что касается первого варианта подачи заявления на самозапрет через Единый портал госуслуг, то в нем есть высокие риски продолжения осуществления мошеннических действий. Большинство мошеннических действий пытаются проводить через взлом доступа к личному кабинету на портале "Госуслуги". Поэтому в ситуации именно со снятием самозапрета необходимо устанавливать личное присутствие с оригиналами документов в МФЦ или банке. А устанавливать самозапрет вполне можно разрешить и дистанционно".
Директор по развитию продуктов центра цифровых решений для бизнеса ООО "БСС" (BSS) Станислав Шилов считает, что указанные способы надежно защищают от попыток мошенничества, связанных с получением кредита третьими лицами - уже хотя бы поэтому их можно приветствовать: "Вопрос эффективности данных мер в контексте снижения объемов мошенничества пока остается открытым - не очень понятно, насколько широко граждане будут использовать практику самозапрета кредитов".
От самозапрета выиграют все стороны
Игорь Додонов отметил, что данное нововведение наряду с другими мерами, в частности предлагаемым Центробанком "периодом охлаждения"*, в определенной степени усложнит выдачу потребительских займов и может привести к некоторому замедлению потребительского кредитования: "Но я думаю, что в конечном итоге выиграют все стороны, в том числе и банки, поскольку это также должно будет ослабить риски в банковской системе".
* Под периодом охлаждения понимается срок в пять рабочих дней со дня заключения договора, в течение которых страхователь (физическое лицо) может расторгнуть договор страхования по личной инициативе с минимальными финансовыми потерями или вообще без потерь, при условии отсутствия страховых событий в указанном периоде.