Сливочное масло подорожало в сентябре на 8,4%. Оно стало лидером по росту цен в рознице, по данным аналитического центра Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ). У Росстата разница ниже — 4,7%. Но с начала года масло подорожало уже на 17,6%. Оценки ретейлеров Санкт-Петербурга еще выше, пишет РБК. Рост отпускных цен у производителей составил до 70%. Это связано с тем, что у них растет себестоимость. Раньше молочные жиры поставляли из Новой Зеландии и других стран, теперь же только из Белоруссии. Что еще влияет на рост цен, рассказывает основатель Petrova 5 Consulting Марина Петрова:
— Дело в том, что в прошлом году мы наблюдали резкое снижение цен на сырое молоко, что и позволило неким образом сдержать цены на молокоемкие продукты, в том числе на сливочное масло. В начале этого года цены вернулись на достаточно комфортный уровень для производителей молока, что, естественно, отразилось на конечном продукте, на сливочном масле. Дело в том, что сливочное масло относится к молокоемким продуктам, для того, чтобы его произвести, нужно более 20 литров молока. Соответственно, именно на этот продукт более чувствительный рост цен на сырье. Кроме того, важным аспектом являются и вторичные санкции, которые сказываются на всей производственной цепочке, начиная от кормов и заканчивая упаковкой. Также важным аспектом является и рост цен на горюче-смазочные материалы, которые также участвуют полностью во всей производственной цепочке. Все эти факторы влияют на рост себестоимости продукта. Если мы говорим об оптовых ценах на сливочное масло, то с января по август они возросли на 15%, с 525 рублей до 606 рублей. Если мы говорим о розничных ценах, то розничные цены с января выросли на 11%, согласно данным Росстата, с 876 рублей до 970 за килограмм.
— Сколько такой еще продолжится рост цен на сливочное масло?
— Дело в том, что сливочное масло относится к биржевым товарам, и здесь очень важным аспектом являются объемы господдержки, которые получают переработчики. Дело в том, что с 2018 года работала программа по компенсации на установку оборудования по сушке молока, сейчас эта программа не работает, и новые проекты запускаются уже с полным объемом инвестиций. Все это, естественно, ложится на конечного потребителя. Поэтому для того, чтобы затормозить рост цен, очень важно продолжить субсидировать кредиты для сельхозтоваропроизводителей.
На рост цен жалуются и кондитеры, которые закупают масло у производителей. Как считает владелец кондитерской фабрики «Господарь» Сергей Сурмач, причина еще и в эффекте отложенной инфляции:
— Мы же не производители масла, мы его потребители. Мы используем его в своей продукции и постоянно мониторим всех производителей. Наше мнение, что это, конечно, отложенный эффект инфляции, скорее всего. Они просто держались. Более того, я могу сказать, мы фиксируем, что качество масла очень сильно ухудшилось, кроме всего прочего, мы отдавали на испытания, оказалось, что там масло
—
не масло зачастую, то есть как производитель, который продает дешевое, оказывается, что это спред наполовину, то есть смешанное с растительными жирами. Поэтому да, скорее всего, это отложенная инфляция, все дорожает, рабочий труд дорожает, аренда дорожает, коммуналка дорожает, логистика дорожает. Здесь просто не только по маслу можем говорить, там какао, то есть наши все ингредиенты практически подорожали. Упаковка дорожает еще, наверное, даже больше, чем сливочное масло, если про упаковку говорить, про пластиковую. И причем сейчас начинают вот это там — 10%, через два месяца еще 10%, потом еще 10%. То есть здесь по году надо смотреть как бы, какая будет цифра, но я про то, что мы наблюдаем абсолютно во всех ингредиентах и во всех составляющих, в упаковке в том числе, рост где-то чуть больше, где-то чуть меньше. Мнение, что это все-таки инфляция общая. Цены будут расти продолжать, так или иначе. Идет сдерживание, естественно, идет на ухудшение качества. Производители какие-то будут конечного продукта, где входит масло, например, будут закрываться, у кого низкая маржа. Боль еще связана с тем, что мы начинаем параллельно бороться с контрафактом, то есть покупая масло по якобы неповышенной цене, мы имеем риск нарваться на не масло, а на спред. А определить это можно доподлинно, только делая экспертизу, но не будешь же каждой партии делать экспертизу, это очень накладно.
— А вот в магазинах покупатели тоже могут столкнуться с этим?
— Абсолютно. Я уверен, что это происходит, и просто кто-то замечает, кто-то не замечает. Я уверен, там идет подмешивание в какой-то пропорции. Здесь вопрос контроля органов, кто это должен контролировать.
Важным аспектом эксперты считают и то, что растет спрос на молочные жиры. Некоторое время назад произошла реабилитация молочных жиров. По данным основателя Petrova 5 Consulting Марины Петровой, рынок с 2018 по 2023 год вырос почти на 30% — с 330 тысяч тонн до 425 тысяч тонн.