Союз пивоваров назвал планируемое повышение акцизов основным риском для отрасли
Новые акцизы на пиво, вероятно, приведут к депрессии пивоваренной отрасли России — с таким прогнозом выступили в Союзе российских пивоваров.
«Новое резкое повышение акцизов «съест» практически всю маржу производителей, если не перекладывать расходы в розничные цены на пиво. При таком сценарии у производителей не останется средств не только на развитие, но даже на поддержание в исправном состоянии оборудования. Это неизбежно приведет к кризису в нашей индустрии. Едва наметившийся «ренессанс» пивоваренной отрасли грозит смениться «великой депрессией», — заявил председатель совета Союза российских пивоваров Даниил Бриман. Согласно проекту изменений в Налоговый кодекс, внесенному в Госдуму, акциз на пиво с содержанием этилового спирта до 8,6% в следующем году предлагается увеличить с 26 рублей до 30 рублей за один литр. Далее, в 2026 и 2027 годах, до 31 и 32 рублей за один литр соответственно. В абсолютных цифрах рост цен на пиво составит от 5 рублей до 15 рублей. Однако у роста акцизов есть другие сдерживающие факторы, которые напрямую влияют на отрасль, и повышаются акцизы в не самое благоприятное время, считает председатель совета Союза российских пивоваров, гендиректор «Суздальский Пивовар» Даниил Бриман:
— Во-первых, играет роль фактор сезонности. Когда происходит такое резкое, на 15%, повышение акциза на смене года. Как раз обычно после новогодних праздников в принципе идет спад продаж. Во-вторых, нужно учитывать, что конец года — начало года — это договорные кампании с федеральными, региональными сетями. 95% всего хмеля в России, даже 97% — это импортный хмель, цена привязана, как правило, к евро, ну или к доллару. Как растет курс этих валют, мы видим, по сравнению с прошлым годом в аналогичный период валюта выросла практически на 30-40%, соответственно, это перенесется и на цену хмеля. И то же самое касается упаковки, логистики. Если сложить все эти факторы, которые мы ожидаем, и прибавить к этому 15-процентный рост акцизов, я бы говорил о двузначных цифрах, то есть увеличение отпускных и полочных цен должно произойти от 10% до 20%.
— Но в итоге, в абсолютных ценах, на сколько будет подорожание?
— В рублях цена будет меняться в низкоценовом сегменте, экономсегменте — 5 рублей плюс, если мы говорим средний и высокий ценовой сегмент — от 10 до 15 рублей.
— Потребитель не готов к такому повышению?
— Я бы сказал за отрасль, скорее, здесь проблема в том, что вообще крайне сложно транслировать эту цену на полку, вот в этом основная проблема, что изменить эту цену будет очень сложно. Пиво — это массовый продукт, 50% совершеннолетнего населения в России являются потребителями пива. В этом году и так было изменение цен от 10% до 15%. В других товарных категориях это же самое происходит, но, что называется, кошелек потребителя не бесконечный.
По данным Союза пивоваров и данным Росстата, в первом полугодии этого года производство пива в России выросло до максимального показателя за 11 лет — до 451 млн декалитров. Это на 7,5% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Повышать акцизы на такие объемы сейчас как никогда выгодно, говорит редактор телеграм-канала «Пьяный мастер» Денис Пузырев:
Денис Пузырев эксперт алкогольного рынка, автор телеграм-канала «Пьяный мастер» «Конечно, когда мы говорим о повышении цен на пиво экономсегмента в районе пяти рублей, а среднего и премиума на 10 рублей, то не кажется, что это фактор, который как-то кардинально повлияет на рынок, на решение потребителей и так далее. Но с другой стороны, сам факт того, что были внесены изменения в планируемые ставки акцизов с повышением на 15%, говорит о том тренде, который мы наблюдаем не только в плане государственного регулирования алкогольного рынка, но и вообще подхода государства к процессу. То есть в итоге мы получаем, что с каждой бутылки пива потребитель будет платить дополнительные пять рублей, ну, конечно же, платить будет компания-производитель, да, но, естественно, эта цена будет зашита в потребительскую цену, и таким образом, это косвенный налог, который заплатим все мы — потребители этого пива. И это, соответственно, учитывая объемы производства и потребления пива в России, исчисляется сотнями миллионов литров, что даст какое-то количество миллиардов рублей дохода государству».
Как подчеркивают законодатели, повышение акцизов связано в первую очередь с задачей по сбережению здоровья россиян. Дополнительные средства, которые поступят с акциза в бюджет, будут направляться на финансирование здравоохранения и нацпроектов, в том числе «Продолжительная и активная жизнь», «Семья», «Молодежь и дети» и других.