ВЦИОМ: половина россиян проверяют статус организации, в которой берут микрозайм

МОСКВА, 1 октября. /ТАСС/. Порядка 52% россиян, берущих заем, проверяют статус микрофинансовой организации, в которую обращаются. Об этом свидетельствуют результаты опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), опубликованные на сайте центра.

"Половина текущих заемщиков декларируют, что проверяют статус организации, в которой они берут заем (52%), в том числе почти всегда это делает 21%, а 31% проверяет в случае, если не обращались в организацию ранее. Каждый четвертый (25%) отметил, что никогда не проверяет юридический статус МФО", - говорится в сообщении.

Главными причинами выбора микрофинансовых организаций в качестве источника финансирования респонденты назвали скорость оформления (37%), а также меньшее количество требований к пакету документов (32%). Еще 30% в качестве причины назвали отказ в кредите в банке, 27% предпочитают микрозаймы из-за более низкой вероятности отказа.

По данным ВЦИОМ, портрет заемщика в 2024 году выглядит следующим образом: чаще займы берут женщины (54%), 29% заемщиков находится в возрасте от 35 до 44 лет, 66% имеют высшее образование. У большинства (66%) - среднее материальное положение, они работают по найму (56%), чуть больше половины (55%) состоит в браке, также примерно половина заемщиков не имеет совершеннолетних детей (51%).

"Портрет заемщика МФО в очередной раз подтверждает гипотезу, что МФО является полноценным сегментом финансовой системы со своей сформированной целевой аудиторией, для которой важны те сервисы, которых нет в банках. Например, возможность дистанционно и в короткие сроки получить ссуду на небольшую сумму. Учитывая тенденцию к ужесточению требований к потенциальным банковским заемщикам, версия по активному "перетеканию" клиентов в сторону микрофинансовых организаций выглядит достаточно логичной, однако на практике подобная миграция не выглядит сложившимся трендом", - комментирует результаты опроса председатель Совета СРО "МиР" Эльман Мехтиев.

Всероссийский интернет-опрос "ВЦИОМ-Онлайн" проводился с 19 по 24 сентября 2024 года. В нем приняли участие 1 239 россиян. На первом этапе опроса по стратифицированной случайной выборке была отобрана целевая аудитория клиентов микрофинансовых организаций: те, кто уже пользовался услугами микрофинансовых организаций в течение последних 3 лет и те, кто планирует или не исключает обращение в микрофинансовые организации в будущем. Доля реальных заемщиков в структуре выборки - 60%, доля потенциальных клиентов, без опыта займов в МФО - 40%.