Запад слушает: чем опасны американские онлайн-площадки

Как пояснили эксперты, эта технология отслеживает пользователей по их поведению в интернете, но якобы без создания «цифрового двойника» человека. Вместо этого пользователей группируют в когорты на основе их интересов, а рекламодателям предоставляют информацию о всей группе, а не об отдельных лицах. Кроме того, корпорация использует так называемую технологию «активного слушания» постоянно фиксирует все, что говорит владелец смартфона или умного телевизора, а опознав ключевую фразу, она заносит ее в базу и передает данные рекламодателю. Как отметил эксперт РОЦИТ, руководитель проекта «Технологии» «Российской газеты» Олег Капранов, маркетинговые цели сбора данных абсолютно понятны. Он пояснил, что в условиях жесточайшей конкуренции платформ и сервисов им сегодня необходимо не просто знать, чего хотел бы пользователь, но знать то, что он захочет в будущем, но еще не сформулировал для себя. И если платформа может дать такой таргетинг рекламодателям, то может продавать рекламу очень дорого и побеждать конкурентов. Здесь вопрос в том, что пользователь должен быть в доступной и понятной форме осведомлен, какие данные собираются, с какой периодичностью и в каких целях, уточнил эксперт, а конечный массив данных должен быть по возможности обезличен. «Но, к сожалению, мы живем в мире, в котором западные ИТ-гиганты регулярно допускают нарушения прав пользователей. Сбор избыточного количества информации, в некоторых случаях без ведома человека, халатное отношение к ее хранению, что оборачивается утечками, – со всем этим мы сталкиваемся на регулярной основе. Ситуация становится намного хуже, если западная компания еще и не соблюдает законодательство страны, а у государства нет альтернативных онлайн-площадок со схожим функционалом. Возникают и риски манипуляций, ведь зная скрытые желания или боли пользователя, данные которого не обезличены нужным образом, можно подогревать их, можно стимулировать принятие тех или иных решений», – подчеркнул Капранов. По словам еще одного эксперта РОЦИТ, зампредседателя Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики АЮР Бориса Едидина, многие ИТ-гиганты бесплатно предоставляют массу услуг, которые делают жизнь людей проще и удобнее. Но, добавляет специалист, у этих услуг есть своя цена в виде сбора персональных данных и рекламы. «Проблемы в отношениях между платформами, государством и пользователями возникают не потому, что кто-то собирает данные, а потому что собираются излишние данные. Либо это происходит скрытно, либо платформы халатно относятся к их хранению и допускают утечки. Другими словами, дело не в самом сборе данных, а в том, как он осуществляется», – подчеркнул Едидин. Отметим, проблемы с безопасностью – стандартная для Google ситуация, которая касается большинства принадлежащих ИТ-гиганту сервисов. Не избежали их и официальный магазин приложений для Android – Google Play, в котором регулярно появляется мошенническое ПО и почтовй сервис Gmail. Фото: unsplash.com

Запад слушает: чем опасны американские онлайн-площадки
© РИА "ФедералПресс"