Войти в почту

До мусорного коллапса и банкротства регоператоров осталось два месяца

До мусорного коллапса и банкротства регоператоров осталось два месяца

До мусорного коллапса и банкротства регоператоров осталось два месяца
© Пульс Live

Комитет Госдумы по экологии настаивает на организации специального правового режима для мусоровозов.

В настоящее время в России отсутствуют мусоровозы, способные перевозить полные грузы отходов без превышения допустимого давления на ось. Это ведет к тому, что региональные операторы регулярно сталкиваются с необходимостью платить штрафы размером от 250 до 400 тысяч рублей, которые не компенсируются их годовой выручкой. Министерство транспорта, Министерство природных ресурсов и другие ответственные ведомства до сих пор не пришли к единому решению относительно данной проблемы: стоит ли повышать тарифы или субсидировать обновление парка мусоровозов. 

На совместном заседании комитетов Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды и Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию 19 сентября депутаты предложили позволить перевозчикам отходов передвигаться по дорогам без специального разрешения и поручили профильным министерствам разработать план обновления техники.

Заложники штрафов и перевозок

На совместном заседании двух профильных комитетов была обсуждена проблема допустимой нагрузки на ось мусоровозов и другого тяжеловесного транспорта при перевозке твердых коммунальных отходов. Заместитель председателя Комитета Госдумы по экологии Александр Коган отметил, что регоператоры оказались в сложной ситуации.

Все действующие мусоровозы имеют внутреннюю плиту для прессования, расположенную ближе к осям, что приводит к превышению нагрузки на ось даже при частичной загруженности. В результате перевозчики постоянно сталкиваются с необходимостью уплаты штрафов в размере от 250 до 400 тысяч рублей.

Коган также добавил, что согласно эксперименту, проведенному с Российским экологическим оператором в Курской области, при увеличении нагрузки на ось, за один день работы с 40 рейсами, средний размер штрафа может составить 12 744 080 рублей, что в год выливается в сумму около 4 587 868 800 рублей.

Проблема есть, решения нет

Чтобы изменить ситуацию, необходимо обновить всю специализированную технику и произвести новые модели, способные выдерживать большие нагрузки, соответствуя действующим нормам. Также следует предусмотреть субсидии для регоператоров на обновление парка техники. Кроме того, нужны специальные разворотные площадки и качественные подъездные пути.

Однако, по предварительным оценкам, ни одному региону не хватает средств даже для модернизации существующей техники, отметил Коган. Важно получить чёткий ответ от Минпромторга о сроках производства мощных машин и возможностях для их создания. Однако такой информации пока нет.

«Нам нужно принимать решение уже сейчас. Либо мы оставляем все как есть и повышаем тарифы, либо ищем, откуда брать средства на то, чтобы направлять штрафы в фонды для ремонта соответствующих дорог. Или вовсе предлагаем альтернативы», — указал Коган.

Брать быка за рога

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Егор Борисов призвал не ждать решений и предложений от Минтранса, а выступить с законодательной инициативой и вынести обсуждение проблемы на пленарное заседание. Коган предупредил, что если в ближайшие два месяца ведомства не смогут выработать единую позицию и представить конкретные предложения, нагрузка на региональных операторов будет увеличиваться с каждым годом в арифметической прогрессии. По итогам заседания Комитет Госдумы по экологии предложил ввести пятилетний переходный период, который позволит мусоровозам и другому тяжеловесному транспорту, например, пожарной охране и аварийно-спасательным службам, работать по специальному правовому режиму без штрафов за превышение массы. Кроме того, мусоровозы смогут передвигаться по дорогам без необходимости получения специальных разрешений. Минпромторг, Минприроды, ФАС, Минфин и Минэкономразвития должны прийти к единому мнению относительно переходного режима и направить его в соответствующий комитет. План обновления мусоровозного парка, а также меры поддержки, которые исключают рост тарифов в условиях переходного периода, должны разработать и представить Минпромторг совместно с Минприроды, ФАС и Минфином.

Фото: «Парламентская газета»

Сергей Михневич