"Последний звонок", или кКак успешно противостоять телефонным мошенникам: эксперт ВСК открывает секреты
Какими бывают мошенники
Ключевой тезис мошенников - "у меня есть то, что вам нужно". Преступник, прежде всего, пытается заинтересовать жертву, однако способы во многом зависят от его "квалификации". Менее обученные мошенники рассчитывают на эффект массовости - например, обзванивают сотни абонентов, предлагая, например, установить зубные импланты по низкой цене, рассчитывая, что найдется заинтересованный в этом человек.
Другая ситуация - когда во время "холодного звонка" жертву пытаются изучить и предложить человеку то, в чем нуждается именно он (медицинская услуга, микрозаем и т.д.). Самые серьезные мошенники изучают свою жертву до звонка - просматривают страницу в социальных сетях, изучают поисковые запросы, иногда даже общаются со знакомыми и близкими жертвы. Например, если человек делится картинками домашних животных, ему могут предложить финансово помочь приюту, а если ищет турагентство - уникальное кругосветное путешествие по выгодной цене.
Как преступники манипулируют сознанием россиян
Главный трюк мошенников заключается в том, чтобы не дать человеку трезво обдумать услышанное (прием "быстрее-быстрее"): "уникальное предложение заканчивается через две минуты, и больше такого не будет", "у нас очередь из покупателей за этим товаром" и т.д. Часто злоумышленники пытаются уязвить самолюбие жертвы - "не ожидал от вас такой нерешительности", "буквально все купили этот самовар, а вы настолько глупы, что только у вас его нет".
Не менее действенны и попытки втереться человеку в доверие (прием "понимаешь, брат..."). Например, изучив соцсети жертвы, уверенно ссылаться на ее друзей, называя их своими. Неподготовленного человека это поможет расположить к себе. Один из наиболее распространенных методов - запугивание. Мошенники обычно используют серьезные угрозы - рассказывают о попытках взлома банковского счета/аккаунта на госуслугах или заведении уголовного дела. Также злоумышленники комбинируют запугивание с приемами "быстрее-быстрее" и "понимаешь, брат..." для наибольшего эффекта.
Что же делать?
Главный совет для россиян - твердо помнить, что любой звонок - не "последний". То есть человек всегда может перезвонить самостоятельно после обдумывания предложения или попросить связаться с ним позднее. При соблюдении этого простого правила потенциальную жертву будет значительно труднее застать врасплох.
Если вы заподозрили, что звонок поступил от мошенника, - попытайтесь сбить его с толку. Например, отвечайте невпопад. Пример диалога:
- Это Олег Иванов?
- Нет
- А кто?
- Иван Олегов
Также эффективный метод противостоять мошенникам - попросить оставить номер для того, чтобы перезвонить позднее. Злоумышленники звонят с подменных номеров, и перезвонить им не получится. А вот добросовестный собеседник легко оставит свой телефон или добавочный номер, если звонок поступает из колл-центра.
"Чтобы не попасть впросак, попробуйте поставить в неловкое положение самого потенциального мошенника. Общайтесь активно, перехватывайте инициативу в диалоге, задавайте вопросы, лучше на отвлеченные темы. Если в результате окажется, что звонок был не от преступника, - ничего страшного. Максимум вреда от этого - если звонящий решит, что у вас странное чувство юмора. Достаточно будет просто с ним объясниться. Также можно избежать риска стать жертвой мошенников, если попросить перезвонить позднее. Чаще всего преступники этого не делают, особенно при массовых обзвонах. То есть главное, что необходимо запомнить, - поступающий звонок не последний", - отмечает Елена Куперштейн, клинический психолог Страхового Дома ВСК.