Войти в почту

В России престиж рабочих специальностей растет год от года

В России резко вырос престиж рабочих профессий. По данным опроса ВЦИОМ, почти каждый пятый россиянин считает специальности слесаря, токаря, сварщика, электрика, механика и так далее наиболее престижными. По сравнению с 2021 годом этот показатель вырос втрое. Business FM решила проверить, как данные опроса коррелируют с данными о наборе в средне-специальные учебные заведения.

В России престиж рабочих специальностей растет год от года
© BFM.RU

Фраза «не на словах, а на деле» тут как никогда уместна. В Москве спрос на обучение в колледжах среди девятиклассников по сравнению с прошлым годом вырос в 2,5 раза, заявляли в мэрии. И несмотря на то что количество бюджетных мест растет, поступить туда уже может не каждый. Экзаменов в основном нет, но с тройками в аттестате попасть во многие колледжи уже не получится. Почему растет престиж рабочих профессий? Ответ очевиден — там стали гораздо больше платить, говорит гендиректор компании Changellenge и эксперт в сфере HR Андрей Алясов:

Андрей Алясов гендиректор компании Changellenge и эксперт в сфере HR «Во время СВО люди в регионах начали получать зарплату почти в десять раз больше, чем она была. Например, частично в регионах была зарплата 30 тысяч, 40 тысяч, 60 тысяч рублей. А тут люди пошли на СВО, начали получать 200 тысяч рублей и какие-то дополнительные выплаты. В основном те люди, которые идут как раз на СВО, их альтернатива была как раз идти на рабочие профессии. И компании, понимая такой дикий разрыв, но одновременно понимая, что все-таки идти на СВО — это сопряжено с достаточно высокими рисками, начали повышать зарплату. Они не могут повысить до 200 тысяч рублей, но до 50-70 тысяч, в некоторых случаях 100 тысяч рублей на рабочие профессии, иногда и больше, они могут. Как результат, люди начали видеть, что, пойдя в ПТУ, они могут рассчитывать на достойный уровень заработка, и достаточно быстро, гораздо быстрее, чем при походе, например, в университет».

Но это хоть и очень важная, но не единственная причина. И многие наши собеседники говорят, что перелом в отношении к рабочим профессиям начался раньше. Года четыре назад или даже чуть больше, когда в колледжи, техникумы и так далее стал приходить бизнес. Когда конкретные компании стали открывать свои классы в учебных заведениях, когда они стали снабжать эти классы оборудованием, на котором работают специалисты этих предприятий, и когда начали предлагать работу самим студентам. Так, Сергей Михайлов — директор политехнического колледжа имени Годовикова, который готовит специалистов по производству и обслуживанию авиакосмической техники, говорит, что в классах, где проходят практику студенты этого учебного заведения, есть все, что впоследствии выпускники колледжа могут встретить на заводах, куда они пойдут работать. Точнее, часто уже работают:

Сергей Михайлов директор политехнического колледжа имени Годовикова «Набор два года назад — 500 человек, в прошлом году 700, в этом году 1000. Работа на предприятии, это становится престижно. Престижная зарплата. У нас дети получают зарплату, на предприятиях уже могут работать с третьего курса железно, а сейчас есть случаи — со второго курса. Получает приличную зарплату, стипендии, пока обучается».

Стипендия 20 тысяч. Студенты второго и третьего курсов зарабатывают по 40-60 тысяч, четверокурсники могут зарабатывать до 100, продолжая учиться. А потом можно в вуз. Но многие уже не идут, хотя имеют все шансы поступить. Эту тенденцию отмечают и в школах. Константин Тхостов — директор Санкт-Петербургского лицея № 369, который заточен на то, чтобы учить будущих студентов высших учебных заведений — будущих айтишников, химиков, фармацевтов и так далее, отмечает, что и в его лицее стало больше ребят-отличников, которые в девятом классе принимают решение идти в колледж. Потому что бизнес и власти стали снабжать новейшим оборудованием и школы тоже:

Константин Тхостов директор Санкт-Петербургского лицея № 369 «Ребята стали вливаться туда, родился интерес. У нас интерес появился не только у старшеклассников, у нас старшеклассникам пришлось чуточку сместить график для того, чтобы они попадали в эти лаборатории, ровно потому, что они забиты младшими школьниками, третий-четвертый классы не выгнать из лаборатории. Казалось бы, что полезного от кабинетов труда. Вы знаете, если их наполнить смыслами и содержаниями, которые заложены в нашем среднем профессиональном образовании, если пригласить мастеров производственного обучения, то будут не только эти выпиливания лобзиком. Это будет хорошая, серьезная, глубочайшая работа, которая позволит ребенку раскрыть для себя с точки зрения его личного интереса еще и увлечение теми рабочими профессиями, без которых, поверьте мне, экономика двигаться не будет никуда».

Таким образом, издевательская расшифровка аббревиатуры ПТУ — «помоги тупому устроиться», ходившая по всей стране в 1990-х — в начале 2000-х, сегодня явно утратила актуальность.

И не стоит удивляться, если в ближайшем будущем девушки в ночных клубах начнут с неподдельным интересом спрашивать у парней: «А ты правда токарь-фрезеровщик?»