Что делать, если вам заблокировали платежную карту и онлайн-банкинг
Пользователи начали сталкиваться с блокировкой доступа к онлайн-банкингу и платежным картам из-за нового закона. Проблема уже обсуждается на форумах и финансовых маркетплейсах.
Обращения, связанные с блокировкой онлайн-банкинга, стали появляться в июле. Уведомления приходят от банков, которые ссылаются на поправки в Федеральный закон "О национальной платежной системе" (N 161-ФЗ), вступившие в силу с 25 июля. Изменения предусматривают отключение доступа к дистанционному банковскому обслуживанию тем, кто занимается выводом и обналичиванием украденных денег.
"Мы блокируем карты, доступ в приложение и личный кабинет, если ваши данные попали в базу Банка России на основании информации от МВД", - поясняет представитель одного из банков. Своими счетами не получится воспользоваться несколько дней или даже недель, говорят столкнувшиеся с проблемой клиенты.
Инфографика "РГ"/ Александр Чистов / Карилл Каштанов
У Банка России есть база данных о случаях и попытках денежных переводов без добровольного согласия клиента или с его сoглaсия под влиянием обмана. Такие сведения ЦБ передают банки, поступают данные и от МВД. Реквизиты попадают в базу ЦБ после дополнительной проверки. Эта база данных ведется еще с 2018 года, но до последней редакции закона она имела не совсем полноценную юридическую силу - решать, приостанавливать ли платежи, могли сами участники, пояснил "РГ" профессор РАНХиГС Алексей Войлуков. Теперь они должны это делать.
Как рассказала "РГ" доцент кафедры мировых финансовых рынков и финтеха РЭУ им. Г.В. Плеханова Татьяна Белянчикова, банки обязаны проверять наличие признаков перевода без добровольного согласия клиента, например, под влиянием обмана. Потому они нередко перестраховываются, поскольку с введением нового закона им придется возмещать клиенту средства, переведенные без добровольного согласия. Если данные получателя есть в реестре ЦБ, риск для банка возрастает, как и повод для блокировки.
Первоначально перевод блокируется на два дня. Речь идет об отказе в платеже, если перевод отправляется, например, из личного кабинета, то есть с использованием электронных средств платежа. В этом случае банк направляет клиенту уведомление о том, что такой перевод инициирован. Если перевод добровольный, клиент должен это доказать - подтвердить приостановленный платеж (например, с помощью одноразового кода) или совершить его заново. При подтверждении банк должен сразу перевести деньги. Если же подтверждения нет, он имеет право (а если это связано с информацией от МВД - обязан) сообщить о данном факте в Банк России, и средства на счетах будут заблокированы.
И именно ЦБ, на сайте которого можно обратиться с просьбой об удалении данных из списка, принимает решение об исключении из него.
Конкретно
Если блокировка произошла
Необходимо подать заявление через интернет-приемную Банка России. Там нужно сообщить, что вы считаете блокировку неправомерной, и предоставить все необходимые документы. На рассмотрение этого вопроса банку дается 15 дней, после чего он сообщит о своем решении. Если убедить банкиров не удалось, нужно выяснить, на основании обращения какого оператора денежных средств это произошло, и разбираться уже с ним.
"В банк, включивший вас в базу данных, необходимо подать заявление, приложив документы с требованием исключения вас из базы. Банк самостоятельно направит данные в ЦБ. В любом случае можно обратиться в суд", - отмечает Татьяна Белянчикова. Пока идет разбирательство, действует запрет только на использование электронных средств платежа - банковской карты или онлайн-банкинга. При этом клиент, информация о котором есть в базе данных Банка России, все еще может воспользоваться своими деньгами и провести любые банковские операции. Для этого ему нужно прийти в отделение банка с паспортом.