Войти в почту

Мамута: Центробанк может ввести период охлаждения по финансовым продуктам

Обновлено в 19:20

Мамута: Центробанк может ввести период охлаждения по финансовым продуктам
© BFM.RU

ЦБ планирует ввести период охлаждения по всем массовым финансовым продуктам. Об этом заявил журналистам в кулуарах Восточного экономического форума руководитель службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг ЦБ Михаил Мамута.

По его словам, речь идет прежде всего о тех продуктах, которые продаются через агентов. Конкретные продукты, а также меры по их охлаждению, которые может ввести регулятор, Михаил Мамута не назвал. Комментирует эксперт финансового рынка Андрей Бархота:

Андрей Бархота эксперт финансового рынка «На днях вышла новость о рекордном оттоке вкладов из крупных банков, причем не самых крупнейших, а банков из топ-15, из топ-20. Это встревожило Банк России, потому что те банки, у которых был отток вкладов, были долгое время форвардами, лидерами, при этом условия по их продуктам соответствуют рыночным, а иногда даже превышают их с точки зрения привлекательности. Поэтому ситуация очень зыбкая, нет предела совершенству, и многие граждане все больше ориентируются на инструменты с более высокой доходностью, и прежде всего это российские акции. Здесь можно получить прибыль как за счет прироста котировок, так и за счет дивидендных выплат. И в этом смысле Банк России фактически в обзоре финансовой стабильности об этом прямо не говорит, но некоторым образом намекает, что пузырь теперь может надуваться и на фондовом рынке, потому что там приток средств населения, и в перспективе это может стать большой проблемой. Банк России хочет увидеть еще большее ускорение роста депозитов населения, вкладов населения на счетах российских банков на фоне рекордного уровня процентных ставок, темпы роста могут быть еще больше. И в этом смысле инвестиционные счета, инвестиции, брокерские счета выступают своеобразным абсорбатором этих средств. Получается, что средства населения в большей степени отправляются не на банковские счета, то есть денежная масса не абсорбируется, а они отправляются в фондовый рынок либо на фонды денежного рынка, то есть облигации и инструменты с фиксированной доходностью. Поэтому в этом смысле, скорее всего, это как раз затронет брокерские счета, инвестиционные продукты для розничных клиентов, инвестиционные счета третьего типа в первую очередь. Ну и возможно, какие-то вещи, связанные с более сложной структурой, — сложноструктурные продукты, структурные ноты, деривативы, которые немного упрощаются и продаются для физических лиц».

По словам Михаила Мамуты, через две-три недели станет понятно, какие меры предлагает регулятор для введения периода охлаждения в отношении массовых финансовых продуктов.

О том, почему ЦБ решил обратить внимание на такие продукты, говорит главный экономист «Ренессанс Капитал» Олег Кузьмин:

Олег Кузьмин главный экономист «Ренессанс Капитал» «Распространение финансовых продуктов растет, они становятся все более сложными, и не всегда покупатель продуктов в полной мере понимает то, что он приобретает. В такой ситуации разумно предоставить период охлаждения, а это распространенная практика во многих сферах. Например, вы всегда можете вернуть большинство потребительских товаров назад в магазин в течение двух недель, если вы купили вещь, но вам что-то не понравилось. Это одна из основ закона о защите прав потребителей. Поэтому данное решение представляется весьма разумным со стороны ЦБ, и оно позволит избежать недостаточно подготовленным покупателям финансовых услуг неприятных последствий. Может быть, человек покупает инвестиционный продукт или, например, берет кредит, особенно, если это предоставляется через брокера, и спустя какое-то время обнаруживает, что он не до конца понял особенности продукта, например, беспроцентный период или налоговые особенности учета. В таком случае это может негативно повлиять как непосредственно на покупателя продукта, так и, например, на кредитную организацию, которая предоставила этот кредит. При этом сам брокер, если это было сделано через брокера, получит свою комиссию. Таким образом, данное решение позволит избежать негативных последствий как для покупателя продукта, так и для организации его предоставившей».

О том, как планы ЦБ могут повлиять на инвесторов, говорит основатель проекта по анализу финансовых рынков Wall Street Pro Дмитрий Черемушкин:

— На мой взгляд как участника рынка со стажем почти в 20 лет и как потребителя этих продуктов — это очень хороший потенциальный закон или предложение, которое позволит людям более обдуманно подходить к покупкам тех или иных финансовых продуктов, потому что современные маркетологи и сейлзы очень хорошо могут убедить человека, что надо незамедлительно куда-то инвестировать, что-то покупать, что-то открывать, например, быстро-быстро давайте, пока время не ушло. Они воздействуют на психологию потребителя, этим самым заставляют людей делать те покупки, которые не нужны. И вот период охлаждения — это очень хорошая мера, которая позволит в целом людям прийти домой, подумать, осознать, посоветоваться с людьми, со своими родными, стоит — не стоит, и через какое-то время, через день, два, три решить уже окончательно, стоит или не стоит инвестировать в тот или иной продукт.

— Как это будет выглядеть на практике?

— Я думаю, на практике это будет работать таким образом, что человек подписывает какой-то договор на приобретение того или иного финансового продукта и, например, открытие счета, и ему дается условно семь дней для того, чтобы подтвердить это СМС-кодом, либо не подтверждать и не появляться, тогда продукт активируется автоматически, и у человека будут эти несколько дней, может неделя, может две, чтобы позвонить и сказать, что он не согласен, он передумал и так далее, и договор будет автоматически расторгнут. Я вижу минусы только для финансовых компаний, для них это будет действительно охлаждением, скорее всего, с точки зрения прибыльности, выручки и вознаграждения сейлз-менеджеров, а с точки зрения потребителей — это очень хорошая инициатива, которую я как участник рынка полностью поддерживаю и считаю, что это обезопасит людей от незапланированных покупок.

В июле представитель ЦБ Михаил Мамута говорил, что регулятор будет прорабатывать идею периода охлаждения для индивидуальных инвестиционных счетов третьего типа, которые стали доступны в этом году.