Водка может подорожать из-за роста цен на спирт
Крупнейший производитель спирта "Росспиртпром" уведомил своих партнеров об очередном повышении отпускных цен на свою продукцию. С начала лета рост составит уже 25%. Опрошенные "РГ" эксперты считают, что это неизбежно повлечет рост цен на водку, но оно будет некритичным и скажется прежде всего на стоимости недорогой водки.
Как говорится в письме "Росспиртпрома" (есть у "РГ"), с 1 сентября 2024 года цены на этиловый спирт повышаются до 850 руб. за дал без НДС. Мера вызвана "необходимостью сохранить объемы производства на заводах группы компаний АО "Росспиртпром" и обеспечить потребности всех игроков рынка в качественной продукции" на фоне повышения стоимости заемного капитала в связи с ростом ключевой ставки и "значительного роста себестоимости продукции, связанного с увеличением стоимости как основного сырья, так и товаров, услуг, необходимых для обеспечения деятельности", сказано в письме.
И, по утверждению участников рынка, это повышение цен не первое. С начала лета рост составит уже внушительные 25%.
Долю "Росспиртпрома" в общем объеме производства спирта в Минфине ранее оценивали примерно в 30%. В компанию входит восемь спиртовых заводов
На момент сдачи номера газеты в печать комментарии от "Росспиртпрома" в редакцию не поступили.
Эту информацию "РГ" подтвердили в компании Ladoga (производитель водки, джина, виски). Повышение до 730 руб. было связано с увеличением размера минимальной розничной цены, установленной государством, комментирует президент компании Вениамин Грабар. По его словам, поднимает цены не только "Росспиртпром", но и масса остальных заводов. "Конечно, мы не рады повышению - нам придется поднять отпускные цены на продукцию, и это само собой отразится на потребителе. Но эта ситуация носит коммерческий характер, и повлиять на нее мы не можем", - говорит Грабар.
Долю "Росспиртпрома" в общем объеме производства спирта в Минфине ранее оценивали примерно в 30%. В компанию входят восемь спиртовых заводов. Ранее компания принадлежала государству. Но с 17 июля она стала частной - компания была весной продана на торгах ООО "Бизнес Альянс". Начальная цена Росимущества была установлена на уровне 10,6 млрд руб., но "Бизнес-Альянс" был единственным участником торгов. В итоге "Росспиртпром" был продан за 8,3 млрд руб. Победитель попытался оспорить результаты, заявив, что готов был заплатить не более 6 млрд руб. Но ничего не добился.
Повышением цен, вероятно, "Росспиртпром" пытается отбить средства, вложенные в покупку, предполагает руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин. По его мнению, цены на спирт не должны расти с учетом того, что он делается из зерна (а его 80% в себестоимости), а урожай зерна в последние годы в России был на рекордном уровне.
"Думаю, при таком подходе к ценообразованию Росспиртпром будет терять долю рынка. Хоть требования к спиртзаводам серьезно ужесточились в этом году (например, уставной капитал вырос в 10 раз до 100 млн руб.), конкуренция с республиканскими холдингами полного цикла, такими как Татспиртпром, заставит покупателей спирта - ликероводочные заводы - искать варианты более доступного по цене спирта, либо инвестиций в собственные мощности. В стране много замороженных спиртзаводов, на которых нет покупателей, и поэтому цены их продажи ниже, чем возведение с нуля", - считает он.
Стандартная бутылка водки в рознице может подорожать примерно на десять рублей по сравнению с ценами начала лета
По его оценке, бутылка водки в рознице по сравнению с началом лета из-за роста цен на спирт Росспиртпрома может подорожать на 10 руб. за 0,5 л, что чувствительно для экономсегмента. Организации, сохранившие цены вблизи минимальных, заберут больше рынка и полок в магазинах.
Подорожание водки и других спиртных напитков возможно будет для экономсегмента, считает Президент Ассоциации производителей "Русской водки" (АПРВ) Владислав Спирин. Конечная цена таких напитков на 5-7 % формируется за счет цены на спирт, остальное - затраты на производство, налоги, торговые надбавки. Рост цены на спирт может привести к удорожанию на несколько процентов, но из-за высокой конкуренции производители будут стараться сдерживать цены.